ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВОВ моих опусах, особенно в последние годы, без вмешательства этимологии, семантики никак не обходится. Полагаю, что таким образом уточняется - о чём, собственно, идёт речь. В первую очередь это касается отвлеченных понятий, скажем: любовь, вера, идея, свобода, демократия, - которые каждый волен толковать по-своему, но и других слов. Допустим слово "производство" ассоциируется с промышленностью, а к "производитель" из памяти выскакивает племенной бык. Но подобные слова, каких немало и в русском языке, имеют несколько значений, и не столь расплывчаты, как вышеприведенные, а достаточно конкретизированы. И о заявленном в заголовке - начнём, как у меня водится, со словаря Даля. "Производить, произвести или произвесть что, творить, созидать, создавать, чинить, делать, совершать, рождать, ждать, быть причиной чего". Примеры: "Бог произвёл человека. Он произвел на свет двойню. Пушкин произвёл много прекрасного. Град произвёл опустошения. Из каменного угля производят газ, извлекают, выделывают. //Производить что из чего, выводить, приписывать или относить к чему, как следствие, как происшедшее; объяснять происхождение чего, проследить порядок этого. Цыганъ производят от израильтян (о происхождении цыган в моём предыдущем опусе "Ширпотреб"). Все киргизские султаны производят род свой от Чингисхана. Слово рай производят с арабского". (В современном словаре: "Рай - древнеперсидское "рау" богатство, счастье, древнеиндийское "рауис" - дар, владение). Иные значения этого слова по Далю - ясны из следующих примеров: "Производить следствие. Из капралов не производят в генералы". Далее: "Произведенье, все, что произведено, производится природой или искусством. Производство свекольного сахара. Производитель (в недавнем прошлом распространенная аббревиатура "прораб" - вряд ли кем-либо расшифровывалась, как у Даля - "производитель работ). Производитель следствия - следователь. Всяк должен быть и производителем, и потребителем, тем стоит человеческое общество. Производительные силы природы". А "воспроизводить"- уже только в словарях XX века, с пометкой "книжное" - намёк, что это неологизм, и также в нескольких значениях. "I. Производить вновь, заново, возобновлять. Воспроизводить капитал. 2. Воссоздавать в памяти; припоминая, воображать, вновь представлять себе. Я тщетно воспроизводил забытые черты лица. Мысленно воспроизводил события юности. //Воссоздавая, повторяя - какие-то мысли, слова - излагать. Воспроизводя основные положения своих противников, оратор исказил их". (отличный и такой актуальный пример!). 3. Воссоздать, создавать, копируя; подражать чему-нибудь, делать копию с чего-нибудь. Этот перевод хорошо воспроизводит дух оригинала". С производством всё более или менее ясно - если оставить в сторону туманные проблемы "производства - происхождения" категорий пространства, времени, материи, энергии, законов природы, то по этим законам природой за истекшие миллиарды лет - немыслимо в буквальном смысле бесконечно в прошедшем времени - превосходно налажено массовое производство элементарных частиц, десятков атомов различных элементов, - небесных тел - звёзд, планет, комет - несомненных, также разнообразных галактик. И задолго до возникновения жизни на Земле действовало во всю производство - от молекул воды и океанов до золотых самородков и алмазов, и многого другого, что наш брат человек оценил как следует или только приценивается. В первичном океанском "бульоне", где атомы углерода играли, так сказать, первую скрипку, налажено было производство широчайшего ассортимента органических молекул, и одной из таких, достаточно сложных, удалось осуществить такой, с позволения сказать, фокус - как редупликация, латинское слово, буквально - удвоение, и входит в лексикон и филологов, и психиатров; но у биологов синонимы для него - репликация, аутосинтез, ауторепродукция. Или попросту - воспроизводство себе подобного. Вот этот молекулярный "фокус" и сделался основой долговечности всей разновидности живых организмов, флоры и фауны, обойдя тем самым катастрофическую непрочность любых органических соединений - во времени их индивидуального существования как живого организма. И никакая по Дарвину борьба за существование - любой особи от папоротника и вируса до слона и человека не гарантировала не только личного бессмертия, но и сверх предельного срока жизни для данного вида, впрочем, этот предельный срок уже определялся законами эволюции, оптимального выживания, проживания, устойчивого обитания представителей этого вида в подходящей для этого природной экологической нише. А механизмом или технологией - как нынче говорят - достижения, если не призрачного бессмертия, то поколений потомков - многие, многие тысячи лет - стало то, что может быть обозначено словом, термином - воспроизводство. О путях эволюции разнообразных видов живого на планете, аспектах формирования организмов, их особенностях, образе жизни - размышлял и высказывал свои соображения в предыдущих опусах, а в этом пусть доминирует тема воспроизводства. Природа, эволюция - называйте как хотите, не очень понятно, а, может, очень непонятно - каким образом позаботились не только о существовании как живого, и соответственно выживания благодаря совершенной структуре организма - многоплановой и - по аналогии со сложнейшими, но по сложности многократно уступающими живому техническими, электронными устройствами, роботами - и целесообразно необходимо-достаточной в идеале сущности каждой клетки, органа, их функций, жизнедеятельности и соответственно образа жизни особи в целом, - а уж о надёжном воспроизводстве - с особым вниманием, может быть, кажущимся чрезмерным. Это и двуполость, и чётко отрегулированный ритуал - для каждого вида особый, включающий информационную составляющую - спаривания, оплодотворения, и сроки отделения потомства от производительницы, и их примерное количество единовременно, и варианты созревания молодняка до вступления в самостоятельную жизнь - от такого, как выброс в водную среду тысяч оплодотворенных икринок до постепенного воспитания в стадах сородичей. Вышесказанное, если угодно, не более, чем преамбула, или в иных научных, учебных изданиях называемых - введением. А порассуждать хотелось бы о разных сторонах и производства, и воспроизводства в становлении рода человеческого. И то, и другое, воплощаемое в материальное и нематериальное. Если ограничиться материальным, то производимое гомо и в эпоху неолита, не говоря уже о позднейших, не имело аналога в производимом до того природой. Могут указать и на такие, недоступные для творчества природы до появления живого, как, допустим, раковины улиток и множества других видов этой группы живых существ; подземные лабиринты кротов и норы других животных; термитники и муравейники; коралловые рифы, птичьи гнёзда, но - это всё воспроизводилось неизменным от поколения к поколению каждого вида в соответствии с выверенными генетическими программами, и - ничего нового - для любого вида дочеловеческих тварей. В своих писания и я приложил руку ко введению любопытного читателя в многообразный рукотворный мир, создаваемый человеком с незапамятных времен - орудий труда и охоты, жилищ и храмов, одежды и украшений, транспорта - наземного, водного, воздушного; арсенала вооружений и средств защиты, домашнего интерьера и утвари для приготовления пищи. У этого мира материальной культуры определённая утилитарная направленность, хотя изначала выделялась и эстетическая составляющая, прежде всего в одежде, предметах быта, культовых сооружениях, но в этом уже вмешательство нематериального в жизни гомо. Здесь под знаком категорий производства и воспроизводства напрашивается аналогия между эволюцией живого и тем, что для развития человечества обозначается - назовём так - цивилизационным прогрессом. Как только - вставлю - по-моему, по-монадному, "по идее" - в сжатые сроки сформировался определённый вид растения или животного - в дальнейшем для этого вида возможен лишь процесс воспроизводства ряда поколений - с несущественными отклонениями от среднего каждой особи. Однако с возникновением подходящей экологической ниши пробуждаются возможности трансформации по эволюционной направляющей - в вид - на ступеньку выше по лестнице эволюции живого. При этом, в сравнении с видом, от которого произошёл - произведен - одно из значений слова "производство" - поднявшийся на высшую ступень эволюции - последний, можно сказать, усовершенствован - в системах кровеносной, пищеварения, органов чувств - в зависимости от их роли в принявшей новый вид экологической нише; и нервная система, мозг мобильней обеспечивает жизнедеятельность организма, реакцию на то, что существенно для жизни вовне, информационный контакт с себе подобными, одним словом, большую степень свободы - в монадном разумении. В рукотворном мире людей параллельно и весьма неравномерно у разных народов шли в каком-то приближении аналогичные эволюции живого процессы воспроизводства и производства - в значении - более совершенного нового. В нашей - соавтор моя жена - книге "Почему мы так одеты" прослеживается эволюция сотворения одежды, верней - в целом, как меняющим внешний облик человека в терминологии специалистов - костюма, исходных материалов - от природных - льна, шерсти, потом хлопка, шелковой нити - до современной синтетики, то же - о красителях; прядение: примитивная прялка, самопрялка; станки челночные и бесчелночные - ткачество; вязание - машинному всего несколько веков. Бывало - веками оставались неизменными способы производства одежды, можно сказать, воспроизводства тех же приёмов, технологии, что и предыдущие поколения, и сама одежда не менялась - внучка могла щеголять в нарядах из сундука прабабушки. Сегодня где-нибудь в индийской деревне главная часть одежды - сари - у девушек, женщин мало отличается по материалу и расцветке от того, что надевали век или века назад; а на презентации так называемой высокой моды в мировых столицах заинтересованные зрители стараются не упустить возможности обновления, порой весьма радикального. Изолированное от цивилизации в джунглях Бразилии племя в охоте на животных, рыболовстве, сборе съедобных плодов, приготовлении пищи, выделке скудной одежды - воспроизводит то, что было таким же у их предков - трудно сказать - сколько тысячелетий тому; а в то же время в ряде развитых стран совершенствуется производство автомобилей и компьютеров, космической техники и игрушек для каждого возраста; приборов диагностики чего угодно и лекарственных препаратов. И на это материальное производство во всех сферах всё сильней влияет нематериальное начало, собственно "сапиенс", который обусловил и порождение человеком "второй природы", рукотворной. Эволюция нематериального, или, может быть, верней - информационного - в чистом виде или всё-таки запечатленном в материальном - происходила для рода человеческого - не так в целом, как более или менее локально - также как бы аналогично принципам эволюции живого на Земле - как сочетание воспроизводства и производства в смысле сотворения нового. На первое место тут правомерно поставить язык каждой этнической группы. Но о том, как на протяжении тысячелетий рождались слова того или другого языка, их сочетания, возникала письменность - мы можем разве что строить догадки, так же, впрочем, как о - в современной лексике - механизмах и технологиях эволюции живого на планете. А о чём может судить более достоверно - это о - в принятой в данном опусе терминологии - воспроизводстве языка в общении между единоплеменниками. Здесь желанный повод отвлечься от стержневого ради прикосновения очередного - к той же филологии и к Пушкину. Вдруг захотелось перечитать "Пиковую даму" - повнимательней и несколько по-другому, обращая особое внимание на язык, насколько изменился за - скоро уже два века. В сущности - незначительно, и всё же... Надеюсь, что возможный читатель о Пушкинской "Пиковой даме" знает не понаслышке, не по словам "Вся наша жизнь - игра..." - из арии в одноименной опере, но слов этих нет в повести. Хорошо, напомню: после всенощной игры в карты, когда Германн лишь горячо наблюдал за перипетиями игры, но не принимал в ней непосредственного участия, считая невозможным "жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее", один из игроков рассказал историю о том, как чудесным образом в молодости отыгралась его бабушка; в этой истории фигурировали "три карты". Из повести "Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение..." Современный читатель в недоумении - почему "анекдот"? Дело в том, что в ту эпоху это слово значило нечто иное. По словарю Даля: "Анекдот (греческое) - короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае, байка, баутка". Попутно - слово "байка" закрепилось в украинском языке - означает "басня", а "баутка" ("побасенка" по Далю) испарилась из современных словарей русского языка. Как иллюстрация к понятию "анекдот" в эпоху Пушкина - в серии заметок, можно сказать, под такой рубрикой - "Славный анекдот об указе, разорванным князем Яковым Долгоруким..." - о реакции на этот поступок автора указа Петра I, и о развитии в связи с этим отношений между князем и самодержцем. Другая такая же серия и у Пушкина озаглавлена "Анекдоты", но совсем не то, что в словаре XXI века - от древнегреческого "неизданный". Не в первом значении - "Короткий рассказ о поучительном или забавном случае из жизни исторического лица", но только во втором: "Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча". И, наконец - больше разговорное - третье значение - "вымысел, шутка, нечто невозможно-комическое". Думается, такая трансформация жанра анекдота в новейшее время весьма знаменательна и заслуживает размышления и объяснения. Почему впервые услышанный анекдот - с коррекцией на его свежесть, остроумие, актуальность и чувство юмора у слушателя, - вызывает у последнего, если не смех, то улыбку - внешнее свидетельство получаемого удовольствия - сознанием - а чем же ещё? Разве не с таким же удовольствием ребёнок слушает сказку или смотрит мультик, а, если на то пошло - ценитель искусства в который раз бродит по музейным залам, а меломан также не впервой вслушивается в исполняемую сонату? По-видимому, я бы определил, - всё дело в концентрации воздействия на восприятие мозгом поступающих сигналов - по шкале - и общевидовой, и индивидуализированной. Мурлычет довольная кошка, визжит увлеченный игрой щенок. Сходно действуют на "центры удовольствия", как разбиралось вводном из предыдущих опусов - физические ощущения, воспринимаемые органами чувств - вкуса, по той же шкале - от насыщения чем-то не очень вкусным до деликатесных яств; и обоняния - если не опускаться по той же шкале ниже нулевого к неприятным запахам - от пребывания на свежем воздухе, до вдыхания ароматов любимых цветов, духов. И тактильных, как уже отмечалось - от морских ванн до соития с пиком оргазма - направленность эффекта от возможного акта такого "производства", творения нового в принципе подобна реакции на неожиданное понимание, осознание анекдотического кульбита. Стимулирование удовлетворенности по шкале удовольствия достижимо и посредством алкоголя, наркотиков, что говорит о материальном характере механизмов такого воздействия на мозг, сознание; и воздействие информационно-эстетическими средствами наверное также влияет на тончайшие структурные изменения в мозгу, стимулируя эволюционную направленность для гомо - производство, сотворение нового теми творческими личностями, что к этому предрасположены, и это для них таким образом действующий духовный наркотик, и - воспроизводство, восприятие слушателями, зрителями, читателями - того, что, в свою очередь, вызывает у них чувство удовольствия от постижения произведенного - для их сознания нового. Потому нас уже не смешит однажды слышанный анекдот, однако отчего же, в таком случае, - пусть не "мы", а я - в который раз с тем же удовольствие прослушиваю те же грампластинки музыкальной классики, перечитываю Чехова, Булгакова, Пастернака, древнюю китайскую поэзию; и если реже, гораздо реже доводится посещать музеи, то рассматриваю альбомы с репродукциями живописи? Наверное, потому, что это новое - неисчерпаемо, и "воспроизводство" закрепляет то, что так воспринимается данной личностью, подобно тому, как не надоедает, а наоборот - любимое блюдо, любимая женщина - для меня моя жена - уже 46-ой год, привычная обстановка дома, соседние деревья, кусты, облака; а кому - застольные песни, азартные игры, как героям "Пиковой дамы" и нынешним игроманам при игровых автоматах, или религиозные ритуалы, молитвы верующим. А что-то новенькое и мимолётно радующее - бац, и отработано - тот же однократно услышанный анекдот, экзотическое блюдо, случайная любовница или любовник после единой ночи; у моего внука Дани немало игрушек, куча разных моделей автомашин - порой играет с ними, но видимо надоедают, и хватается за любое новенькое - пускай самое незамысловатое, как рассыпанные сейчас по всем дорогам осыпающиеся с деревьев каштаны. Об этом детском синдроме - жажды лишь бы что-то новое, а прежнее вроде уже пройденный этап для "человека завтра", в прежних опусах уже шла речь, и можно ещё об этом поговорить - это в жизни новых поколений гораздо серьёзней, чем может представиться. "Пиковую даму" в пересказе школярском тоже можно свести к анекдоту: "одному чудаку удалось узнать, какие три карты - одна за другой - могут принести солидный выигрыш, ну, как угадывание выигрышных номеров в лотерее; и, представьте по первым двум таки выиграл, а на третьей спутал карту, обмишурился, и, понятно, крыша поехала..." Но надо ли доказывать преимущества лаконичной многозначности этого Пушкинского шедевра прозы, у Чехова достигнувшей недосягаемой высоты - в немногословной обрисовке характеров, необходимо-выразительных деталях, совершенной фабуле. Однако обещав остановиться на архаичных, непонятных словах в этой повести для читателя ХХ века, застряли на слове "анекдот" и шлейфа рассуждений как-то с этим словом связанных. В наше время и слово "уборная" меняла своё значение с XIX до XXI века. Вспомним Онегина, который "три часа, по крайней мере, пред зеркалами проводил, и из уборной выходил подобный ветреной Венере…" можно понять, что в этом помещении господа наряжались, прихорашивались, как и престарелая графиня. В словаре XX века "уборная. I. Комната, в которой убираются, одеваются, преимущественно для актёров в театре. 2. Помещение, оборудованное для отправления естественных потребностей". В позапрошлом веке народ, простые люди называли это нужником, отхожим местом, парашей, а дворяне заимствовали из французского - сортир. Но сегодня, как я слышу, слово "уборная" отходит в прошлое, заменяясь - туалетом, а артистическая уборная называется гримерной. Тема "Пиковой дамы" не могла избежать терминов карточной игры, и в то время, должно быть, было понятно, что значит: " играю мирандолем", " ни разу не поставил на руте", "дамы играли в фараон", "бабушка не понтирует", "выиграли ей соника", "загнул пароли, пароли-пе". Я не поленился, и в разных словарях нашёл, что значит каждый из карточных терминов, вспомнил, что сам в молодости был неравнодушен к картам, но не таким, которые принадлежат к разряду азартных, то есть таких, которые мало зависят от, так сказать, квалификации игрока, выдержки, психологического чутья настроенности в каждый момент каждого из партнёров; а играл в игры по старому именуемые коммерческими, в которых, между прочим, если игра на деньги, - зависит, конечно, не только от перечисленных качеств игрока, но и от везения, а суммы выигрышей и проигрышей сравнительно невелики. С детских лет научился играть в безик, научил и мою дочь Олю; в 501, в подкидного дурака, "пьяницу ", а уже взрослым систематически играл в преферанс, винт, до бриджа не дошёл - это уже игра вовсе интеллектуальная, чему свидетельство международные соревнования. В "Пиковой даме" кое-что для сегодняшнего читателя неясно, но это вряд ли может его смутить, как, впрочем, и многие реалии минувших эпох, тогдашнего быта, образа жизни - будь то у Свифта, Сервантеса, Рабле, Гёте, тем более Гомера, Данте, Библии, народных эпических произведений, вообще фольклора - видимо, душу наполняет нечто главное, вечное, как и в картинах Рембрандта, древних храмах - архитектуре, интерьерное, богатстве образов, или в музыке Иоганна Баха. И я не могу оторваться от "Пиковой дамы", не расшифровав, как для себя - на этих страницах задвинутые в далёкие прошлое прокатившимися бурными десятилетиями реалии Пушкинской эпохи, и ещё кое на что обратить внимание. Графиня, которая дожила до 87 лет, - на пять лет больше, чем мне теперь, за 60 лет до своей внезапной кончины, покоряла сердца парижан, а проиграв крупно, объявила об этом супругу, "отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы". Одно из значений слова "мушка": "Кусочек черного пластыря или тафты, который, по старинной моде, приклеивали прежде на лицо в виде родинки". То ли дело нынешние пирсинг - металлические украшения, цепляемые к крыльям носа, на губу, а то и на язык, фижмы - пластинки из китового уса - каракас расширяющихся юбок, упоминаются и в книге "Почему мы так одеты". Если в эпиграфе повести "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность", то графиня эту эгоистическую недоброжелательность по отношению, пожалуй, ко всем без исключения - воплощала всем своим существом. Будучи властной от природы и безжалостной, она подчинила себе слабохарактерного супруга, которому без церемоний могла и пощечину дать, а его нежелание отдать ей последний деньги за её проигрыш - представила как "варварство". То, что Ришелье из-за "её жестокости чуть было не застрелился" - понятно, сильное преувеличение, однако то, что такие стервы могут довести и сильного мужчину до отчаянья - бывает. Как графиня хладнокровно, а, может быть, изощренно издевалась над воспитанницей - в повести показано предельно лаконично и ярко. При этом смолоду графиня усвоила, что должна держаться в кругу "света" безупречно. В том числе супругу своему "снисходительно доказывая, что долг долгу рознь и что есть разница между принцем и каретником". Иначе говоря - карточный долг это святое, а ремесленник может подождать, и какое ей дело до того, у него семья, и голодные дети. Почти то же в рассуждениях Вронского из "Анны Карениной". И на балах графиня, разодетая по моде прошлого века, разрумяненная, торчала как призрак ужасный и бессмертный. И апогей её злобного коварства - фокус с третьей картой, похоже именно ею, как действующим призраком, подстроенный. Но и до этого была репетиция того же. Вот что поведал внук её Томский: "У ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны; хоть это было бы не худо для них и даже для меня". Может вследствие заклятья - никому и ни за что этой тайны не открывать? Нет, некий Чаплицкий проиграл Зоричу (интереснейшая историческая личность, но это между прочим) триста тысяч. И что же "Бабушка, которая была всегда строга к шалостям молодых людей, как-то сжались над Чаплицким. Она дала ему три карты..." Значит - сжалилась всё-таки? Но - по рассказу Томского "Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы..." Закрадывается мысль, что графиня предвидя к чему в конечном счёте проведёт оказанная услуга, так вот "сжалилась"... Можно предположить, что представленный в повести Сен-Жермен раскусил юную красавицу, и не рискнул ссудить её, как говорится, живыми деньгами, зная наперёд, что та или никогда с ним не расплатится, или ценой несчастий людей, от неё как-то зависящих. "С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете что он выдавал себя за Вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира (из словаря: "Жизненный эликсир - фантастический напиток, который искали алхимики и который, по их мнению, обладал способностью удлинять человеческую жизнь". Ах, если бы Сен-Жермену нынешнюю рекламу лекарственных препаратов...) Из дореволюционной энциклопедии: "Сен-Жермен, граф, алхимик и авантюрист, одна из загадочных и интересных личностей конца ХVIII века. В Париже приобрел расположение госпожи Помпадур, был в России, и, как говорят, участвовал в государственном перевороте 1762 года и был близок с братьями Орловыми. Умер в 1784 или 1795 году". В своём романе "Колесо Фортуны" писатель Николай Дубов развернул это скудное сообщение из прошлого в увлекательное и написанное отличным языком повествование. Для этого перелопатил массу источников той эпохи, и я приносил ему книги из библиотеки Академии наук и копии карт Санкт-Петербурга ХVIII века. Впрочем, в "Колесе Фортуны" Сен-Жермен представлен как проницательный стратег и тактик, миссия которого в Россию способствовала интересам французского двора, но - отнюдь не обладающего сверхъестественными возможностями, по-нынешнему экстрасенсорными способностями. Ну, а сегодня, в XXI веке, я, убежденный атеист, подозрительно относящийся к мистике, могу ж представить, хотя бы теоретически, что рассказанное в "Пиковой даме" могло произойти в действительности? Теоретически - да, если следовать гипотезе, изложенной более подробно в предыдущих опусах, а вкратце - во-первых: абсолютная детерминированность всего происходящего, когда категория свободы предполагает лишь диапазон вариантов, как степень этой свободы, при подчинении законам природы или существовании живых организмов. Во-вторых, абсолютно вся информация о происходившем в мире сохраняется в том, что именовал Окином - аббревиатура - от океана информации. Возможно, в этом океане, как и во вселенной, есть сферы почти вакуумные и напротив, информационные сгустки неразрывны с материально-энергетическими объектами. В третьих, в этих информационных полях происходит структурирование, подобно тому, как по законам природы структурируется материя вкупе с энергией, и эта структурированная информация воспринимается при - оглянемся на заголовок и тему данного опуса - производстве, сотворении и таких объектов, как атомы и молекулы - то есть платоновские "идеи" реализуются в известных нам законах природы, и в ходе эволюции живого как неведомые нам закономерности направляющих из Окина в образовании сигмонад - неодушевленных и одушевленных, галактик и рода человеческого. В-четвёртых, если, как я убежден и доказываю в своих опусах, что такая направляющая из Окина - с целью сотворения сигмонад высшего порядка - действительна - и при образовании новых видов в эволюционном процессе порождения видов растений и животных, вплоть до гомо, гомо сапиенс, в для этого необычного вида эта направляющая осуществляет свою миссию через творческих личностей, создающих то, что как "третьеспиральное" формирует существование сапиенс вероятно на следующей, более высокой ступени эволюции; если это так, то в Окине наличная информация детерминистически может организовываться в картины будущего. В-пятых, слово "картины" - не случайно - как уже говорилось в предыдущих опусах,- творческий человек в любой области, верней человеческое сознание, мышление способно воспринимать информацию не как совершеннейшую абстракцию, но в образах. Поясню, что имеется в виду. Здесь на помощь приходит не кто иной, как Пушкин, и его "Пиковая дама". Цитирую. Сперва "Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место". Замечательное психологическое открытие, лапидарность этого высказывания для объяснения сосредоточенности Германна на идее сказочного обогащения, полагаю, нуждается в расшифровке, доказательствах, как известная теорема Ферма. А сравнение с физическими телами, которые могут всё же занимать одно и то же место в пространстве, но только в разное время, и это, если задуматься о высоких материях, составляющая изумительного предвиденья Создателя, Творца всего сущего - будем считать, что выражаюсь метафорически. Продолжаю цитату из "Пиковой дамы": "Тройка, семерка, туз - скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи. Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: "Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная". У него спрашивали: "который час", он отвечал "без пяти минут семерка". Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком". Вряд ли, конечно, расчётливый и совсем не романтически-образно представляющий действительность Германн был способен на подобные метаморфозы воображения - этим одарил его автор, так же, как в поэзии возникают волшебные образы: осени, Невы, Терека, Анчар, эхо, звери в "Сказке о медведихе"... В прозаической повести "лета шалунью рифму гонит, лета к суровой прозе клонят..." - но, поэзия в "Пиковой даме" ещё как присутствует! Словосочетания наудачу выбранные: "быстроглазая мамзель", "беспорядок необузданного воображения", "мелькнула её воспитанница". Считается, что Гоголь как и художник в буквальном смысле слова - в свои ранние лета - чуть ли не первый в русской литературе столь обстоятельно и смачно описывал всё то, что окружало или сопровождало героев его произведений - в быту, в дороге, в местах пребывания. Позвольте привести отрывок из той же "Пиковой дамы". "Германн вошёл в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образам, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии (поразительно - "печальной симметрии" - как в иных интерьерах современных богачей - так мне представляется) около стен, обитых китайскими обоями. На стене висели два портрета, писаные в Париже m-me Lebrun (госпожой Лебрен). Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зелёном мундире и со звездою; другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными волосами с розою в пудреных волосах. По всем углам торчали (!) фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy (Леруа), коробочки, рулетки (не то, что в казино, схожая по форме, и по словарю в значении "свертывающуюся в круг лента с делениями, служащими для измерений") веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом". Последняя фраза как бы между прочим, в сегодняшнем понимании - обозначаются приметы эпохи. Как я понимаю - на основании дошедших свидетельств современников - просвещенных европейцев конца ХVIII века - не только обыватели, но и представители учёного сословия ни братьев Монгольфье - Жозефа Мишеля и Жана Этьена и изобретенный ими воздушный шар - не воспринимали всерьез, хотя этот отрыв от Земли - в атмосферу, с возможностью не только птицам, но и человеку взлететь над планетой - можно в каком-то смысле считать предтечей космической эры. И уж совсем бесполезным, думаю, учёные мужи считали изобретенный теми же Монгольфье парашют. В рассказе о Фламмарионе - астрономе и писателе, открывающим для многочисленных читателей мир космической вселенной и мир необъяснимых наукой явлений - телепатии, ясновиденья, предвиденья, - приводился эпизод из его юности, когда век спустя после изобретения Монгольфье совершал со своей невестой путешествие в корзине, прикрепленной к воздушному шару, и сделав посадку в одной из французских провинций, поразил местных жителей как вроде бы "пришелец с небес". "Месмеровский магнетизм" - "животный магнетизм" - при всей теоретической несостоятельности объяснения явления гипноза и использовании наощупь этого для лечебных целей, всё же заставил - рано или поздно признать реальность такого психического феномена, и за прошедшие два с половиной века в этом направлении разве что практика опередила теорию, а о Месмере и том, как воспринималось его открытие - лучше узнать из повести Стефана Цвейга. Но хочу подчеркнуть, что гений Пушкина и здесь недаром сопоставил то, что может быть интуитивно счёл значащими вехами на пути научно-технического прогресса и "разные дамские игрушки". По ассоциации мне вспомнился "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова, который я слушал, помнится, вскоре после его написания - мама читала мне вслух, я в некоторых местах хохотал, и спустя ряд лет перечитывал уже по-другому. Запомнилось одно место из книги, и оно перекликается с изложенным выше. "Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мёртвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелёт вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" (помню из моего детства и то, и другое) и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода". Можно добавить, что роман "Золотой телёнок" написан в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, и заключительные слова не метафора. Наверное, при, может, не первой экранизации этой Пушкинской повести, в эпизоде, который происходит в спальне графини, художнику фильма не пришлось бы напрягаться для выдумок; сложнее было бы здесь изображать саму графиню. "Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах её изображалось совершенное отсутствие мысли... Вдруг это мёртвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина". Эпиграф к пятой главе повести: "В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон… Она была вся в белом и сказала мне: "Здравствуйте, господин советник!" Шведенборг." Как-то я заметил, что это Сведенборг, которому в "Ранней ягоде" посвятил не одна страницу. Очень возможно, что Пушкин читал мистические откровения Сведенборга, но, в отличие от Иммануила Канта, без учёного скептицизма принял это как возможное, и, не исключено, намекая эпиграфом и строчкой "Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье" - покойница графиня - даже не скрывал заимствования такого оборота для своей повести. Для Пушкина, как я понимаю, не существовало мира потустороннего и так же, как барышни на балу, "закружились бесы разны", и узнать бы "..что так жалобно поют? домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?", и естественный отклик человека, которому слышатся или чудятся, как во сне, жалобы, стенания - "...визгом жалобным и воем надрывая сердце мне..." Дневниковые записи - для себя - о том, что интересного видел, слышал, с кем встречался, о чём беседовали, характеристики собеседников. Что-то из этих дневников - из разряда "Пушкин в жизни", что-то - находка для литературоведов. 3 декабря 1833 года. "Вчера Гоголь читал мне сказку: "Как Иван Иванович поссорился с Иваном Тимофеевичем", - очень оригинально и очень смешно". Было ли поначалу такое отчество у Ивана Никифоровича или Пушкин запамятовал, и как понять "сказку"... В том же месяце " Кочубей и Нессельроде получили по 200000 на прокормление голодных крестьян. Эти четыреста тысяч останутся в их карманах". И вот в XXI веке... Запись от 17 декабря. "Вечер у Жуковского. Немецкий "amateur" (любитель, а в украинском языке так и есть - аматор), ученик Тиков читал "Фауста" - неудачно, по моему мнению. (на немецком языке? Где-то, помнится, Пушкин пишет, что знал немецкий.) В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут толки. N сказал, что мебель просится в Аничков. Улицы не безопасны, Сухтельн был атакован на Дворцовой площади и ограблен. (Гоголевская "Шинель" написана черед два с лишним года). Полиция, видно, занимается политикой, а не ворами и мостовою. Блудова обокрали прошедшею ночью". Просматривается замечательная Пушкинская ирония, перед которой одинаковы - явление, как теперь определяется - полтергейста, и интересы полиции. Дневниковая запись 7-го января 1834 года. "Вигель получил звезду и очень ею доволен. Вчера он был у меня. Я люблю его разговор - он занимателен и делен, но всегда кончается толками о мужеложстве (выходит, и в позапрошлом веке, как и в Древней Греции, Элладе - были граждане, до и в Содоме, - для которых это было немаловажно в жизни, и мне лично этого не понять, но в обществе с этим надо считаться; и, должно быть, большинству женщин непонятны пристрастия легендарных обитательниц острова Лесбос, тем не менее…) Вигель рассказал мне любопытный анекдот. (Ранее пояснялось, что тогда понимали под анекдотом, и в его заметках под рубрикой "Анекдоты" - короткие рассказы из биографий исторических деятелей - Потёмкина, Петра I и других. Один из них приведу после завершения этой дневниковой записи). Некто Норман или Мэрман, сын кормилицы Екатерины II, умершей 96 лет, некогда рассказал Вигелю следующее. - Мать его жила в белорусской деревне, пожалованной ей государыней. Однажды сказала она своему сыну: "Запиши сегодняшнее число: я видела странный сон. Мне снилось, будто я держу на коленях маленькую мою Екатерину в белом платьице - как помню её 60 лет назад (очевидно ещё в Германии). Сын исполнил её приказание. Несколько времени спустя дошло до него известке о смерти Екатерины. Он бросился к своей записи, - на ней стояло 6-ое ноября 1796. Старая мать его, узнав о кончине государыни, не оказала никакого знака горести, но замолчала, и уже не сказала ни слова до самой своей смерти, случившейся пять лет после". В документированной книге Фламмариона, о которой шла речь в "Ранней ягоде", описываются подобные случаи телепатического узнавания факта смерти родного или близкого человека. Могу сослаться и на своё мнение относительно безусловно зафиксированных и сбывающихся пророчеств - о судьбах отдельных людей и даже событий достаточно крупных масштабов. Выше изложена гипотеза - как такое возможно без чего-либо сверхъестественного, мистического. Понятно желание с древности узнать о своём будущем, или о судьбах ближних. Трудно судить, насколько были верны в своих пророчествах пифии, волхвы, тибетские провидцы, Нострадамус и прочие, хотя в истории засвидетельствованы безошибочные пророчества. Заманчивой издревле была мысль связать судьбы с расположением небесных светил в момент появления данного младенца на свет из материнского чрева. Средние века приближаются к тому, что ряд явлений на свете можно объяснить, так сказать, по науке, и сводная сестра астрономии - астрология предлагает гороскопы, которые, не иначе сугубо детерминистически - вот с этим я согласен - проецирует на грядущее главные вехи в судьбе. Не лишне отметить, что и нынче, в XXI веке вера в гороскопы очень даже многих граждан довольно устойчива. А теперь из Пушкинской серии "Анекдоты" -XI-ый. "Когда родился Иоанн Антонович, то императрица Анна Иоанновна послала к Эйлеру приказание составить гороскоп новорожденному. Эйлер сначала отказывался, но принужден был повиноваться". Из энциклопедии: "Леонард Эйлер (1707-83), знаменитый математик, физик, астроном, профессор академии наук в Санкт-Петербурге и Берлине. Эйлер обладал гениальными способностями и необычайной неутомимостью в научных работах, оставил 756 сочинений, из которых 459 написаны после 1764 года, когда Эйлер почти совершенно ослеп...". Можно представить, каково было Эйлеру уклоняться от самодержавного сумасборства ради воплощения своих новаторских идей, и, тем более, он понимал, чем чревато не угодить деспотической государыне. Из той же энциклопедии: "В 1730 году после Петра II высшее дворянство и Верховный тайный совет избрали А.И. на русский престол с ограничением власти. Дворянство в Москве воспротивилось и просило царствовать самодержавно. А. разорвала условия. Верховники были признаны изменниками, одни казнены, другие сосланы в Сибирь". Этот период российской истории саркастически пародирован Салтыковым-Щедриным в "Истории одного города". И, зная нрав государыни, Эйлер сделал нужные выводы, какие - в продолжении прерванной записи из Пушкинской рубрики "Анекдоты". "Он занялся гороскопом вместе с другим академиком. Они составили его по всем правилам астрологии, хоть и не верили ей. Заключение, выведенное ими, испугало обоих математиков - и они послали императрице другой гороскоп, в котором предсказывали новорожденному всякие благополучия. Эйлер сохранил, однако ж, первый и показывал его графу К.Г. Разумовскому, когда судьба несчастного Иоанна Антоновича совершилась". Интересно, какими символами виделись ослепшему Эйлеру математические абстракции, как Гомеру - Троя, как нам сновиденья? В который раз - то, что расширенно можно определить как мысль - переступая через всё дочеловеческое - от образующихся молекул до взаимоотношений "братьев меньших" - информация в представлении каждого человека о чём угодно (мир как воля и представление по Шопенгауэру), которую возможно или невозможно передать какими-либо информационными средствами (по Тютчеву - "мысль изреченная есть ложь"). Это и взгляд, и жест, и стон, и гипнотическое внушение, и мелодия песни, и уравнения квантовой механики, в которой представлена сущность бытия микромира. Шесть веков назад иконописец Рублев так представил своё виденье - Бога-отца, Бога-сына и Святого духа. В иудаизме запрещены такого рода изображения, но Библия свидетельствует, что Всевышний в решающие моменты как-то общался с Моисеем и другими библейскими деятелями. Вообще в любой религии божества, Всевышний - в форме пантеона, иерархии непременно присутствует, и авторитет Будды или Конфуция - также воплощает не бесплотные идеи; и, если верующие не надеются снискать благоволение Всевышнего персональными обращениями к нему, то молитвами, соблюдением обрядности и в идеале праведной жизнью - полагают, что получат награду хотя бы в загробном мире или в категориях перевоплощений, кармы. Человек познаёт мир - аксиома для гомо сапиенс, неравномерно, заблуждаясь, неуклонно. Но как? У Пастернака - поэтическая формула: "И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство". "Образ мира" является нам не только в слове, в новое время всё больше раскрывается наукой. Но эти сугубо информационные образы живо воспринимаются разве что теми же учёными, профессионалами, и то - в той области науки, в которой они достаточно компетентны. Что касается гуманитарной сферы, то с приложением категорий производства и воспроизводства, иначе говоря - сотворения действительно нового и повторения старого - в более или менее модернизированных вариантах - по моему наблюдаются определенные тенденции. Возможен ли, такой взлёт, как в эпоху Возрождения, как в новое время - науке ли литературе, искусстве отдать пальму первенства в XIX и XX веке? Радость жизни как таковой - я всё сильней сознаю, что "миллион терзаний", исходящих от неудовлетворенности своим положением, состоянием, отношением окружающих, непризнанием заслуг, порядками в околодке, государстве, - не повод для пренебрежения этой естественной радостью своего временного существования и доступных возможностей по вроде бы легкомысленному афоризму Козьмы Пруткова - "если хочешь быть счастливым - будь им". На это очень многие откликнуться со вздохом: легко сказать, и в общем будут правы, если мучаются недугами сами или их близкие; если слишком ограничиваются их элементарные человеческие права вплоть до грубого насилия над личностью, лишения крова, голода, что происходит во время вооруженных конфликтов, при диктаторских режимах, паразитическом засилии всевластной бюрократии - тут уж, как говорится, не до жиру - быть бы живу, и радоваться можно разве что тому, что как-то выживаешь. Можно ли надеяться, что в XXI веке людей - от мала до велика - в мире всё более благополучном, но таких, что страдают по вышеназванным причинам - значительно поубавится? А, с другой стороны, намного ли возрастет процент тех, кого можно будет отнести к относительно счастливым? По каким критериям - объективным или субъективным - вспомним определения специалистов социальной психологии - "счастливое сознание", "несчастное сознание" и посвященные этому феномену анекдоты. Конечно, напрямую это не связано с познанием "образа мира", но всё же как-то связано, и я пытаюсь эту связь нащупать, выявить. Не будет откровением напоминание, что "образ мира" с незапамятных времен раскрывает перед человеком наука и также во всём разнообразии - литература, искусство - конкретней - творящие всё это, тайновидцы непознанного - от парящих в заоблачных абстракциях высшей математики до полумистических прорицателей, и, как сдаётся мне, во всей широте и глубине познания "образа мира" - довлеет единая эволюционная направляющая. Своего рода генетический код человечества, так же, как и любого вида живого - вида в целом и соответственно каждой особи. То есть, после реализованного "производства", сотворения нового вида с закрепление его существования на отведенной природой экологической нише - исключительно воспроизводство, генетическая штамповка поколения за поколением. Должен снова обратиться к Пушкину - в "Евгении Онегине" кое-где проступает личное "там некогда бывал и я", "её портрет - он очень мил, я прежде сам его любил", " я помню море пред грозою", "журналы, где так меня бранят"... Вот и я, не отделяя, как Пушкин регулярных дневниковых записей, связанных с текущей жизнью поэта, от того, что переплавлено в поэзию высочайшей пробы, - в своём интеллектуальном дневнике нередко приплетаю к рассуждения на ту или иную тему только что случайно вычитанное, услышанное по радио, с телеэкрана, от знакомых - не знаю, насколько уместно, но это моё дело. В эти дни в Севилье за шахматным столиком сошлись бывшие чемпионы мира - Карпов и Каспаров, как не так давно - Спасский и Фишер; Каспаров, который в основном ударился в политику, и совсем престарелый Карпов - тоже общественный деятель. Как и миллионы граждан, не только СССР, я был болельщиком их жесткого противостояния, не без вмешательства извне - в отчаянной борьбе за чемпионское звание. В ряду самых выдающихся шахматистов, можно сказать, шахматных гениев ХХ века, - Ласкер, Капабланка, Алехин, Боголюбов, Ботвинник, Керес, Таль, Петросян, Бронштейн, Смыслов - не всех назвал, но, включая и вышеупомянутых, каждый был по-своему незаурядной личностью. Благодаря игре названных и тысяч мастеров, гроссмейстеров эта неисчерпаемые вроде бы по вариантности и творческому подходу, игра достигла небывалых высот, в совокупности делегированных всеобъемлющему шахматному компьютеру, с которым пока с трудом и не каждый раз удаётся справиться и чемпиону мира - человеку. Безусловно, и нынешний шахматный матч между давними соперниками вызывает интерес, может быть, не столько напряженностью и уровнем игровой стратегии и тактики, столько именами участников, и это наглядный пример воспроизводства, реминисценции прошедшего. Кажется мне, что, по крайней мере, в наших краях, в бывших республиках СССР смежных, внимание тех, кого привычно называют болельщиками, с шахмат и даже фигурного катания, гимнастики - переключились только на футбол, теннис, бокс, и кто скажет - насколько в этом виноваты большие деньги, что крутятся вокруг этих видов спорта, так же, как шоу-бизнеса и соответственно усиленного любопытства - какие они, те, что на виду - и личной жизни. Можно ли экстраполировать эти, можно сказать, маргинальные области многостороннего существования человечества - на то, что происходит в науке, культуре на рубеже прошлого века и нынешнего - несколько вглубь двадцатого и наперёд двадцать первого? Насчёт науки - хрестоматийный пример, когда в конце ХХ века один из корифеев науки заявил, что в физике уже принципиально новых открытий вряд ли можно ожидать - но в следующем веке - теория относительности, сложнейшие сущности микромира, астрофизика представили "образ мира" весьма отличным от предыдущих представлений. Исторический опыт доказывает, что на воспроизводстве зарабатывать гораздо легче, чем на производстве - в смысле сотворения нового, того, что в последующем можно будет успешно тиражировать, пусть в вариациях, дополнениях и комментариях. Так уж далека от истины легенда, что слепой Гомер порой вынужден был просить милостыню? А как был вознагражден Архимед - не за величайшие научные открытия в античную эпоху, но хотя бы за разоблачение мошенников, изготовивших корону не из чистого золота? Практически неимущим скончался Моцарт; должником оказался Пушкин после гибели, - а сколько миллиардов наварили издатели, владельцы оперных театров и концертных залов на их наследии. Высокопоставленные покровители или издатели философских откровений Канта одаривали его гонорарной колбасой; немногие меценаты приобрели чудесные картины русских "передвижников" или французских импрессионистов, чтобы живописцам, как говорится, хватало на жизнь. Каждое из изобретений Эдисона впоследствии не ему же, а наладивших серийное производство электролампочек, фонографов и ещё сотен новинок техники приносило и приносит невероятные барыши. Впрочем, как отмечалось в одном из моих опусов, двадцатый век начал воздавать по заслугам не только Нобелевским лауреатам, но любым производителям того, чему обеспечен спрос - сегодня или вероятно завтра. Только: насколько этот дополнительный стимул творчества сказывается на уровне непреходящей ценности предлагаемого? Или "не продаётся вдохновенье" как-то стушевывается? Но, обобщая, следует признать, диалектически что ли: в том, что относим к производству, непременно присутствует составляющая воспроизводства, и воспроизводство - вне штамповки совершенно идентичного - так же содержит большую или меньшую долю производства, как творчества. Для наглядности примеры из эволюции, развития видов живых организмов, существ на Земле. Возникает новый вид, с одной стороны - у него могут быть те же органы - пищеварения, кровообращения, чувств, нервная система, покров тела, элементы охотника или защищающие от хищников. С другой стороны - те же, да не совсем те же. И в зависимости от того, каково это "не совсем" можно - пусть приблизительно - судить - насколько это производство или воспроизводство. То есть, в строгой классификации всех видом флоры и фауны, даже микроорганизмов - каждый вид чем-то существенно отличается от другого, пускай входящего в то же семейство родственных видов у зоологов, ботаников, и разве что выделяются подвиды. Продолжая находить примеры из знакомого нам мира "братьев меньших", домашних животных, допустим, собак - столь разнообразных их пород, тем не менее все они - собаки и только, и потому вполне возможны беспородные помеси, дворняги, а кинологи документально устанавливают чистоту воспроизводства той или иной породы. То же можно отнести к лошадям, кошкам, голубям,. Вместе с тем - и это также отличительная черта эволюции живого, усиливавшиеся го мере восхождения вида по лестнице эволюции - различия - физические и психические, проявляющихся на свет особей одного вида, о чём в предыдущих опусах не раз шла речь - с перебросом на проявляющееся уже гораздо явственней и разительней у представителей рода человеческого, начиная с весьма существенных отличий этнических подвидов. Однако мы ведём речь о том, что порождается в "третьеспиральном" - по условному разделению на "производство" с акцентом на первичное и "воспроизводство" - производное от первого с заметным налетом вторичности. Но нелегко устанавливать определённый водораздел между первым и вторым, даже в сферах науки и техники. Скажем, после Фарадея и Максвелла всё ли только совершенствовалось в теоретической и практической электротехнике? В физике микромира после Бора, Гейзенберга, Шредингера, Дирака, Паули - можно назвать ещё несколько имен великих учёных XX века, создавших достаточно убедительную теоретическую модель микромира - намечается ли радикальный пересмотр этой модели? И после Винера - только ли модернизация способствует созданию компьютеров всё новых поколений, или здесь нельзя не учитывать достижения нанотехники, возможности интернета? И как мимоходом замечалось выше: а стоит ли от наступившего XXI века ожидать "производства" научных открытий и технических новшеств, сопоставимых с тем, чем одарил человечество драматический - и в "драмах идей", по выражению Эйнштейна, во всей духовной сфере, не только в физике, и - скорее не в драмах, а трагедиях миллионов людей повсюду в мире?.. Нет, в науке, и в культуре - в широком плане - производство и воспроизводство идут как говорится, рука об руку, и без "второго эшелона" воспроизводителей гении оказывались бы без опоры, как, может быть, личности с задатками математических или музыкальных гениев даже двадцать, тридцать веков назад, правда, в "третьеспиральном" уже закладывались предпосылки появления таких личностей, способных реализовать неслыханное новое. Язык каждого народа, фрески в египетских пирамидах, и по Пушкину - Клеопатра "голосом и взором свой пышный оживляла пир", и при этом "Гремели хором певцы при звуках флейт и лир". До Гомера доходили через поколения отзвуки троянский войны, рассказы мореплавателей, представления олимпийских небожители; Рембрандта вдохновляли античные и библейские мотивы; Бетховену не в новинку был жанр симфонии, сонаты, концерта для нескольких разных инструментов, в том числе солирующего; надо ли повторять, как Пушкин черпал из той же античности, европейской культуры, и конечно душой был там, где "русский дух", и "Русью пахнет". Так в чём же отличие "производства", творчества высшего уровня от относительно заурядного вплоть до откровенного эпигонства? Я бы определил - прежде всего - в особенной, в сравнении с прежним, совместимости составляющих, разнообразных и вовлеченных в структуру произведения. По выражению известного анекдота, вы будете смеяться, но я и тут начну с атомов. Абсолютная совместимость элементарных частиц в атомах кислорода, углерода, йода, железа, золота, свинца, тория - обуславливает уникальные свойства каждого из этих элементов. То же относится к совместимости атомов кислорода и водорода в молекуле воды; также - молекул аденина, гуанина, цитозина, урацила, сахара рибоза - в рибонуклеиновых кислотах (РНК), способных к редупликации как основе всего живого на планете. Совместимость внутриклеточных образований, их взаимодействие, обеспечивающая жизнедеятельность каждой из многих тысяч специализированных живых клеток организма животного, и на следующем уровне - органов посредством управляющей и регулирующей нервной системы, мозга, - для оптимальной совместимости и с сородичами, и со всем окружающим, так или иначе влияющим на судьбы данной особи и популяции. Всё это - при соблюдении принципа совершенного производства - необходимо и достаточно. Совместимость, взаимосвязь и взаимозависимость всего сущего вытекает и из взаимоотношений категорий пространства, времени, материи, энергии в теории относительности, и, рискну добавить от себя, видимо, предельная скорость света при этой гарантии существования вселенной - также "необходима и достаточна". Правомерно ли переносить такие закономерности на достижения человечества в создании, сотворении произведений высшего порядка или уровня? Хотя бы названых выше - Гомера, Рембрандта, Бетховена, Пушкина, думаю, с полным основанием можно продолжить, если не сотнями, то десятками имен творцов - по условной классификации "звёзд первой величины". Прибавил ли к такому ограниченному перечню шедевров литературы, искусства, - науку не трогаем - минувший XX век - как вы полагаете? Отвечаю: Да! А наступивший ХХІ-ый? Или остаются лишь воспроизведения - сужу по своим впечатлениям - восхитительные - в том, что порой попадается мне на печатных страницах - образцы поэзии и прозы; в музыке - честно, о новейшей отказываюсь судить - не дорос, но исполнительные искусство - были ведь Паганини, Лист, Рахманинов, Хейфиц, Рихтер, Ростропович; актёры - к сожалению, вижу их не на сцене, а только на экране, но какие! - сами можете подтвердить, и зачем имена, даже выборочно. А в музеях знакомая живопись - многое очень дорогое в душе; что до новейшей - опять же что-то нравится, даже очень, немногое - где уж охватить всё более необъятное - во всей обширности и разнообразии всех жанров литературы и видов искусства... Говорилось - "звезды первой величины",
но как оскуднел бы небосвод, если бы сверкали, пусть вечно, лишь эти,
а так - слава Богу - столько тысяч видимых и невооруженным глазом, а приглядеться
в настроенный, так сказать, телескоп души - вот они галактики неведомых
культур, нераскрытых откровений... Верить ли, что на "третьеспиральном"
небосводе человечества в обозримом будущем вспыхнут ярчайшие "сверхновые"
- великие произведения великих людей, и, в отличие от небесных, не померкнут
вскоре? Как говорится: поживём - увидим, но это уже не для меня.
Сентябрь 2009 |