ЧТО И КАК СОХРАНЯЕТСЯ

И через более, пожалуй, чем десяток лет, пришедшая в голову мысль именовать мои писания ряда последних лет интеллектуальным дневником, представляется мне удачной. С такого рода жанра - какой спрос - это ведь нечто вроде сугубо личного - без претензий на то, что называли встарь "изящной словесностью", шире - художественной литературой, на худой конец - беллетристикой; и не мемуары, в которых акцент делается на любого рода общении с замечательными личностями, выдающихся событиях общественной жизни и попутно своего участия в этом; тем паче - размышления о тех или иных сторонах и проблемах мироустройства - не более, чем субъективное мировоззрение одного из людей XX века, по-своему воспринимающего достижения научного мышления нового времени и по-дилетантски знакомого с некоторой, пусть лоскутной для меня и, сознаю, малой доли общечеловеческой культуры. И образчики стихов и прозы былых лет - также некий фон автопортрета. Единственно - на старости лет в моих размышлениях на разные темы начал превалировать лейтмотив "почему?", и это, понятно, находило отражение в перешедших на мой сайт опусах.

Исходя из этого, может, не так уж несуразно поставить очередное "почему?" и перед понятием "дневник" - по словарю Даля - "подённые записки, журнал, во всех значениях"; в словаре русского языка XX века, в одном из четырёх значений этого слова (например - "дневник научной экспедиции, дневник писателя, канцелярский журнал, ученическая тетрадь") - "записки личного характера, ведущиеся изо дня в день". И "почему?" - скорее адресуется к тому человеку, который ведёт такой дневник - будь то Лев Толстой или кокетливая барышня, дотошно письменно фиксирующая свои успехи у поклонников. Наукообразным лексиконом определение - одна из форм самовыражения, или своего рода духовное зеркало, в которое нетрудно заглянуть украдкой, без томительного насилия как при исповеди или допросе.

Впрочем, не исключаю и полуподсознательный мотив у ведущего дневник, со всей искренностью, откровенностью, даже циничностью, или что-то скрывая, выгораживая себя, приукрашивая - с затаённой мыслью: вот я какой на самом деле, и вот что меня интересует, волнует, раздражает; что я люблю, что ненавижу; и, дай Бог, а для верующих - и впрямь, как на абсолютно беспристрастном суде на том свете, кто-то поймёт меня и, в общем, оправдает то как жил - вольно или невольно. Было бы неверно считать, что автор этих строк не экстраполирует вышесказанное на себя, на свой дневник с прилагательным "интеллектуальный", но невольно включающий в себя многое существенное только для заполняющего страницы такого дневника и кажущегося ему, возможно, в данный момент, заслуживающего сохранения не только в памяти, в голове, но и в письменном виде.

Вот и сегодня - с утра я был уверен, что в своих писаниях наконец-то поставил точку, и недаром жена, исправляющая ошибки в распечатанном тексте для исправления на сайте, замечает, что всё больше повторяюсь, и весь день преодолевая дрёму слушал трансляцию сессии Верховной Рады Украины - отдельные фрагменты обсуждаемого были мне весьма интересны; и по ассоциации - после того, как выкрутился, отвечая на вопросы депутатов, шеф СБУ, - снова подумывал я о своём очередном письме в это ведомство - насчёт того, что моё досье якобы "не сохранилось", так же, как и сведенья об осведомителях КГБ, - стал размышлять о том и другом, к чему приложимо "сохранилось" - "не сохранилось", и быстренько набросал два с лишним десятка опорных тезисов этой необъятной темы, и "пальцы тянутся к перу (к пишущей машинке), перо к бумаге", да, уже не гусиное перо, и - через копирку - первый экземпляр совсем бледный (нет в продаже ленты для машинки, немного осталось нынче таких, что по старинке обходятся без компьютера).

Нет, я сегодня не только слушал радио, но и перечитывал Пушкина, в том числе строки поэта о вдохновении; какой-то что ли самоанализ порой, когда у меня скачут разные мысли в голове и хочется непременно их запечатлеть - как будто ощущаю некое в мозгу "пленной мысли раздраженье", правда нужно привести и предшествующие Лермонтовские строки "...как язвы бойся вдохновенья... Оно - тяжелый бред души твоей больной..." Невозможность выразить "стихом размеренным и словом ледяным" - во всей полноте и глубине того, что вызрело в душе - но разве поэзия самого Лермонтова не опровергает такую неподдельную тоску истинного творца о совершенстве - и поэта, и художника, и композитора, и учёного: - таким мне видится мир, какая-то его часть с моей точки зрения, как мне открылось... Правда, учёный системой доказательств убеждает, что так оно и есть в самом деле, хотя бы на уровне современных представлений, а потребитель искусства принимает созданное творцом, можно сказать, на веру, но не освященную религией или традициями - с трепетом, но: нравится - не нравится, безотчётно, разве что поддаваясь авторитету признанных ценителей или моде.

Тема снисходительного равнодушия толпы, "черни" к тому, что таким восторгом отзывается в душах немногих избранных - читателей, зрителей, слушателей - как у Пушкина, и в том же упомянутом выше стихотворении Лермонтова, но тут незачем "открывать Америку". Может быть, парадоксальным покажется другое моё мнение в этой связи - о, так сказать, противоестественности всяческого такого рода человеческого самовыражения. Для всего живого дочеловеческого необходимым и достаточным - повторяюсь - ничего не попишешь - было как сверхзадача - сохранение своего вида, опять же - с добавлением, возможно, с прицелом на дальнейшие рассуждения - при благоприятных возможностях эволюционное рождение новых видов, стоящих на более высоких ступенях эволюционной лестницы. И гарантом такой сохранности служил генетический код, охватывающий все стороны жизни особи - организма - каждого органа, внешнего вида, взаимоотношений между представителями одного вида, размножения - но и об этом в моих опусах говорится достаточно общеизвестного. Однако с видом гомо в силу неблагоприятных или благоприятных условий - смотря с какой стороны подходить к этому - получилось, что сохраняемое лишь генетически оказалось недостаточным. Здесь надо заметить, что на определённых этапах эволюции - возникновении видов животных типа позвоночных, семейств млекопитающих - в генетическом управлении организмом, образом жизни особи и одновидовых сообществ - всё большую роль играет нервная система, органы чувств, психическая составляющая. Открываются возможности центральной нервной системы, мозга - способности к обучению - хотя бы младших поколений старшими, выработка условных рефлексов на основе жизненного опыта. И эволюция вида гомо идёт уже иначе - от поколения к поколению, возможно так же скачкообразно, как и возникновение новых видов на протяжении предыдущих многих тысяч и миллионов лет, но с застыванием каждого вида на уровне необходимого и достаточного для выживания; может быть, исчезновения некоторых из-за природных катаклизмов, а то и - уход в тупиковые ветви эволюции, да и у гомо - не питекантропы ли пример подобного...

Но у вида гомо появилось то, чего не было у дочеловеческого - наверное, за ненадобностью, - память, такая память, которая сверх генетической могла сохраниться и после того, как уходили из жизни представители старших поколений. И хотя - не буду повторяться - вид гомо вследствие различных обстоятельств разбился на множества весьма отличающихся друг от друга этнических подвидов, и начал растекаться по всем континентам, - феномен передающейся от поколения к поколению памяти сделался необратимым, о чём свидетельствует, например, память о всемирном потопе у самых разных народов планеты, неважно, что со своеобразной мифической окраской у каждого. Но тут, мне кажется, уместно впервые задать вопрос: почему? "Почему?" - в связке с "зачем?" - если, скажем, та же память о всемирном потопе ничего не давала даже в качестве предостережения на случай повторения? То есть - легко понять передачу следующим поколениям умения, скажем, разжечь костер; сделать лук и стрелы для охоты; засеять пашню, чтобы получить урожай зерновых; выделать одежду для защиты от непогоды и тому подобное; одним словом, научить утилитарному, что поможет выживать в нелегких для гомо окружающих условиях. С натяжкой можно согласиться с тем, что для той же цели служила членораздельная речь, с помощью которой передавалась необходимая информация. Но, как и воспоминание о потопе, сохранялось, передаваясь каждому поколению и то, что для повседневного существования, выживания казалось было совсем ненужным, излишним. Почему?

Если неестественное для дочеловеческого признать естественным, то есть эволюционно оправданным для вида гомо, так же, скажем, как системы органов дыхания, кровообращения, развитую нервную систему - неестественными, ненужными, излишними, допустим, для насекомых, но необходимыми для животных, то и всё, названное мной ещё в "Ранней ягоде "третьспиральным", включающим и многие полезные вещи для повседневного существования людей, начиная с первобытных, в сложных окружающих условиях, экологической нише далеко не столь благоприятной для вида гомо, если исходить из этого, - то и всё сверх утилитарного в "третьеспиральном" следует соотнести с эволюционно оправданным, таким, что способствует выживанию и самоутверждению в своих экологических нишах этнических подвидов гомо.

Опять же, если в эволюции вида гомо, трансформации в гомо сапиенс, экстраполируя на историю человечества в несколько минувших тысячелетий, рассматривать исключая начисто сверхъестественное, пользующегося особым покровительством свыше, - то ответы на "почему?" и "зачем?" для меня заключаются в следующем. Возрастающий эгоцентризм, сужающийся от популяции "своих" к отдельным индивидам вследствие и осознания личной смертной кончины, и возможностей "взять от жизни всё, что можно" - по несколько вульгарному выражению, памятного мне с советских времен, - всё это требовало межличностных связующих сверх закрепленных генетически - половым влечением, материнским инстинктом; стадным, как, например, у ряда видов приматов, иерархическим построением сообществ - оптимальным для выживания в экологических нишах каждого вида. И, как уже отмечалось в моих писаниях, в роли таких связующих в жизни любого племени, народности оказались, прежде всего: развивающийся язык, характерные словосочетания, приемлемые и закрепляемые в данной этнической группе; мифы, причем память предков вдохновляла мифотворчество; формы религиозного поклонения непостижимым высшим силам, от которых зависело благополучие, и сопутствующая этому обрядность. И это "третьеспиральное" частично воплощалось в рукотворную "вторую природу" - чисто человеческое - орудия труда, охоты, средства транспорта, использование домашних животных, жилища, утварь, но и совсем не утилитарное - татуировку как зародыш костюма; письменность, изображения предметов поклонения в скульптурных и живописных образах, культовые сооружения, атрибутику погребальных церемоний.

И тут я подхожу к главному, по крайней мере, в этом опусе: а что изо всего этого "третьеспирального", наработанного всем человечеством с незапамятных времен, сохранилось, сохраняется, будет сохраняться; с добавочным "почему?" - почему мы, люди, может быть, лишь в новое, даже новейшее время столь болезненно воспринимаем то, что - ой как многое утрачено безвозвратно; и сокрушаемся об этом едва ли не больше, чем об уходе навсегда тех, чей вклад и теперь в нетленную сокровищницу "третьеспирального" - неоценим?.. Видимо на то есть причины - осознание в достаточной степени непреходящей ценности сотворенного тысячами поколений людей, вероятно, не так уж многими тысячами с появления гомо сапиенс в полном смысле этого обозначения.

Не скрою: порассуждать на эту скорбную тему подвинуло меня обострившееся на старости личное, о чём вправе поведать на страницах дневника, в немалой степени, можно сказать, для внутреннего пользования, Начну с того, что, видимо, неспроста занимает своё место в той квартире, в которой проживаю уже более двадцати лет. Здесь часть того, что можно назвать семейным архивом: документы моих ушедших навсегда родных, их награды от Советской власти; альбомы с фотографиями - немного сделанных и до моего рождения, в первую половину XX века - моих с детских лет, намного больше к концу века - и моих знакомых, и семейные; письма, адресованные мне, начиная с 40-х годов прошлого века, некоторые документы из моей биографии. Также - в этой квартире часть нашей семейной библиотеки - на полках почти вся поэзия, отдельные собрания сочинений, научно-популярные издания в нескольких томах каждое ("Жизнь растений", "Жизнь животных", "Земля и люди", "Химическая энциклопедия", "Физический словарь", словари русского языка, различные справочники, тома художественной литературы, альбомы репродукций живописи; периодика - журналы, десятка три наименований, на которые подписывался, начиная с 60-х годов прошлого века; немало книг научно-популярного жанра - из области точных наук и литературоведенья, истории, искусства).

Можно ли утверждать, что всё это недаром сохраняется у меня - в том смысле, что служат, можно сказать, моим духовным запросам - высокопарно говоря, поводом для размышлений и писаний? С одной стороны многому из "Ранней ягоды" и прочих опусов, что на моём сайте, так же, как размышлениям и писаниям в предыдущие годы я несомненно обязан и домашней библиотеке, и посещениям десятилетия назад общественных библиотек. Другое дело - насколько случаен, нецеленаправлен, бессмысленен, если угодно - бывал круг чтения? Относительно немного штудировал в обязательном порядке - для заказных сценариев учебных, научно-пропагандистских фильмов по разным направлениям химии, физики, биологии - научным и техническим. Надо сказать - вчитывался в общем заинтересованно, стараясь вникнуть в суть так же, как знакомясь с промышленными объектами, лабораториями, беседуя со специалистами - что в какой-то степени отразилось и в моих писаниях, представленных на моём сайте. А в остальном - читал реже то, что рекомендовали знакомые, а чаще - что попадалось под руку.

Тянуло что-то перечитывать, например, древнекитайскую поэзию, Пушкина, Чехова, Булгакова Михаила - и не один раз, и другое, а какие-то книги даже не раскрывал - не напрасно ли... Причём даже не один десяток или может сотни, впрочем, из многих тысяч, теснящихся на полках капитальных библиотек. Как-то вычитал, что за всю жизнь и самый усердный читатель не осилит и одной тысячи книг по нескольким сотням страниц в среднем. Наверное, целеустремленному в избранной области творчества и любителю в остальном такого хватает с избытком - но вот какая задача: из печатного - нынче можно добавить интернетного - что доходит до внимания каждого и главное - сохраняется в его душе, не выветривается сразу или вскоре? Если судить по себе, то трудно решить - что-то сразу может быть ошеломило, а потом незаметно испарилось, а что-то в какой-то момент выплыло, выскочило из памяти, воспламенило какие-то сырые, дремлющие образы, мысли...

Эти соображения могу распространить на посещения музеев, концертных залов, театров, кинотеатров, домашнюю фонотеку - ежедневно теперь слушаю выборочно симфоническую, камерную музыку, вокальные произведения - оперные арии или народные песни; также телепередачи, радио. Согласитесь, что если в этом плане сравнить меня, как рядового гражданина XX века в достаточно цивилизованной стране, в столичных городах проживающего - с обывателем, скажем, средневековой Европы или Поднебесной былых эпох, то условия восприятия сохраняющегося и прибывающего на Земле "третьеспирального" весьма разнятся. Возникающие в моём воображении картины быта европейцев Средневековья представляют, допустим, в доме простолюдина в лучшем случае - Библия, а в замке иного феодала из просвещенных - в особом помещении выстроились тяжкие фолианты в кожаных переплётах; и гости, зашедшие сюда, почтительно взирают на умудренного чтением хозяина. По-иному, конечно, входило это замечательное наследие древних в ещё более замечательные сочинения Мишеля Монтеня, такого рода, можно сказать, иллюстрации.

Полагаю, что в привезенной из Парижа Василием Львовичем Пушкиным библиотеки, его племянник мог познакомиться с большей частью европейской классики вплоть до начала XIX века, и в лицее - с античной литературой, предпочитая фривольного Апулея назидательному Цицерону. И книжные новинки с Запада тогда доходили, правда, до немногих сравнительно читателей той же России реальней, чем нынче даже произведения, удостоенные Нобелевской премии до массового читателя. На страницах "Ранней ягоды" в комментариях к строкам из "Онегина" я пытался проследить, как чтение разных книг отразилось в мышлении и творчестве Александра Пушкина, причём не только художественной литературы.

Отблеск личности Леонардо да Винчи и других титанов эпохи Возрождения есть - на широко образованных интеллектуалах - пусть это и не Гете или Лев Толстой, но выдающихся творческих личностях в областях искусства или науки, во всяком случае у многих - в позапрошлом и прошлом веке. И афоризм Ньютона, что свои открытия он сделал, "на плечах предшественников возвысясь" - более чем справедлив в отношении творческих личностей нового времени. И тут самое время воскликнуть: слава Богу, что это, драгоценное, "третьеспиральное" сохранилось - тот духовный капитал, что вдохновляет творящих новое.

И не только туристов радует, что можно войти в пирамиду Хеопса, узреть древнейшие храмы Индии, Китая; что не столько время, сколько чужие орды не разрушили до конца, как Вавилон и Карфаген, - Иерусалим, Афины, Рим; поздно добрались до острова Пасхи; не кинулись растаскивать Великую китайскую стену, не сравняли с землей языческие капища в глухих уголках Европы.

Но если сооружения из камня порой могут устоять перед теми, кто ещё не может запросто взрывать храмы под лозунгом борьбы с религией или насылать на вражеские города бомбардировщики, то куда проще расправляться с тем, что горит, сгорает дотла. Краткая энциклопедическая статья: "Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тысяч томов). Основана в начале ІІІ-го века до нашей эры при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 году нашей эры, часть уничтожена в 391 во время междоусобной войны, остатки в 7-8 веках". И разве что иной фантаст отправит героя своего романа на машине времени в прошлое, чтобы тот самозабвенно погрузился в чтение книг Александрийской библиотеки, прикоснувшись к истокам древнейшей цивилизации, может быть, черпая оттуда изумительные и ныне - эзотерические откровения, знакомясь с теми первоисточниками об исчезнувшей Атлантиде, которые по-своему переиначил Платон... Костры из книг, неугодных власть имущим, пылали и в эпоху торжества инквизиции, и в годы гитлеровской Германии, и в СССР, если их не успевали заточить в спецхраны. Вопреки нередко цитируемому утверждению одного из персонажей "Мастера и Маргариты", заметим, неспроста, из сферы сверхъестественной, - в огне безжалостной бездушной идеологии на службе ограниченных духовно советских вождей запросто могли "сгореть" и упомянутый роман, и "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, и "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана, и написанное Александром Солженицыным, - не вдаваясь в оценки - много потеряла бы без этих книг русская литература и так отраженная история нашего двадцатого века.

В начале этого опуса вскользь упомянуто моё обращение в СБУ - службу безопасности Украины - восприемницу КГБ - подробней об этом в другом моём опусе, но сейчас должен заметить, что по ассоциации с мотивом этого обращения возникла тема - "сохранилось - не сохранилось" - как следствие деятельности людей - от полюса "сохранить" и приумножить "третьеспиральное" до "уничтожить" - сознательно или бессознательно - пробовал я разбираться и "почему?" - как стимулы создателей, так и разрушителей. Но и в этом, как и в ряде иных негативных в конечном счёте действий, поступков, мы обычно склонны винить определенные или неопределенные, персонифицированные или нет, так сказать, злые силы, однако всегда ли мы и в этом плане делаем всё, от каждого из нас зависящее? Но что значит "каждого из нас"? Какие ценности для последующих поколений мы могли бы сберечь, но отнеслись к этому с небрежением? И наших предков, независимо от национальности, это не очень-то заботило, разве что атрибуты культового поклонения передавались из рода в род. Но насколько обогатили наше понимание прошлого человечества, скажем, Рукописи Мёртвого моря, Новгородские берестяные грамоты; расшифровки вавилонской клинописи, египетских иероглифов, письмен народа майя, - так же, как и многочисленные археологические находки на всех континентах; и было бы здорово, если бы открылось гораздо больше из невозвратно потерянного.

Позвольте - какое может быть сравнение? Должно быть, и в недавно ушедшем веке ряд историков обращался к летописям, хроникам Средневековья, будучи в состоянии проработать достаточно ограниченный информационный массив. Но с трудом представляю, как, допустим, такие же исследователи ещё через век смогут - и бегло просмотреть большую часть газет, выпущенных хоть бы в одну неделю во всех странах мира в конце века XX, - возможно компьютер какого-то там поколения живо выудит необходимые сведенья по конкретному запросу автора тематической монографии. И не возьмёт ли оторопь наших потомков, если набредут на Гималаи печатной продукции той же минувшей эпохи - книг, периодики, сохранившихся бухгалтерских отчётов, графоманских, а, может, золотыми крупицами гениальных рукописей, всевозможных документов - личных, государственных, одноразовых квитанций, билетов, посланий - официальных и неофициальных...

И всё-таки... Проблема видится иначе сквозь призму "Почему?" - которая у меня нынче засела в мозгу. Рукописи Леонардо да Винчи, думаю, помогают осмыслить феномен предвиденья, в частности, в перспективах возможностей научно-технического прогресса; рукописи Пушкина позволяют ощутить природу поэтического гения; и при этом - ах, как жаль, что не сохранилась десятая глава "Онегина". И рассекречиваемые документы в государственных архивах позволяют понять - какие тайные пружины, расчёты и решения стоящих на вершинах власти, или скрытно, закулисно - в итоге круто менялись судьбы миллионов рядовых граждан, в основном, пожалуй, драматически, если не трагически. Я уже писал, что здесь нелегко абстрагироваться от моральных оценок, но сугубо научный подход призывает прежде всего понять и ответить: почему? Попытаться смоделировать сущность происходящих в человечестве процессов, пусть далеко не с таким приближением к истине, как со строением атома или генетическим кодом. Реконструкция, как провозглашал Кювье в отношении организмов вымерших животных - общего по частному - высшей совместимости этого частного со всем остальным общим - или как в Гоголевской "Шинели" рельефная картина всего чиновничьего Петербурга.

Ну, а мне самому - чем заняться, когда уже не первый месяц, как пошёл девятый десяток, и даже не первый год? Оглянуться на прожитое, перебирать в памяти то, что теперь представляется самым важным, прекрасным, досадным, обидным, результативным. Что-то из этого зашифрованным образом прорывается в сновиденья, и по собственному опыту, иной раз припоминая то, что снилось, не могу согласиться со вроде бы фрейдистским толкованием - что-то подсознательное и тревожно-удручающее психологически вытесняется из сознания и непроизвольно врывается в сны, а то и напротив - потайные желания из нереализованной яви высвечиваются во сне. Впрочем, достаточно ли осмысленно с помощью материального вытаскиваем то, что подсказывает память, оживляя вещественным напоминанием?

Понимаю, что сказанное звучит банально, и если бы в каком-нибудь круто закрученном романе с приправой фантастики или мистики автор подпустил бы такой вроде бы философский пассаж, - читатель проглотил бы как глубокомысленное лакомство. А я попросту пишу о том, что меня нынче окружает - зримо и незримо. Тянет, правда, туда, в те места, что связаны с детством, с тем, что было со мной более, чем полвека назад. В Киеве частенько прохожу по тем улицам, по которым шагал ещё до войны, а за ручку с дедушкой на рубеже 30-х годов прошлого века; но и в середине века, и в последующие десятилетия, и порой ясно вспоминаются отдельные эпизоды таких ежедневных походов. И на весну и лето этого, 2009 года наметил "программу-максимум" такого рода - посетить заводы, где работал более, чем полвека назад - Киевский кожзавод и бывший резинорегенераторный, ныне "Вулкан" - интересно - какими теперь стали эти предприятия, а также Броварской завод по переработке пластмасс, технологическую, в общем, основную часть которого я, как руководитель группы проектировал буквально с нуля. А ещё мечтается хоть денёк побывать в Москве, в местах и самого раннего детства, и студенческих лет, и во время нередких позднейших командировок.

В моей нынешней обители - квартире, которую покидаю в иные дни ненадолго, многое связано с былым. Мебель, которой не один десяток лет, но уж никак не менее пяти десятков, а один "многоуважаемый шкаф" кажется молча встречал меня новорожденного, и переехал в Киев после кончины моего отца в 1982 году из его квартиры в Москве. Некоторые мои гости, и не только зарубежные, ужасаются подобным контрастом с плодами непременного "евроремонта" - когда всё гладко, блестит новизной и более или менее претенциозным дизайном; жаль, что пока не посетил меня японец - насколько я осведомлён - в стране восходящего солнца иные традиции быта, отношение к материализированному духу прошлого. Что говорить - устроил я и своеобразный министенд ретро. Где-то я уже отмечал, что на этих полочках собраны десятки материальных свидетелей прошедших веков - от орудий каменного века до изготовленных в начале, в первой половине двадцатого. К упомянутым выше библиотеке, фонотеке, материалам семейного архива, можно добавить любительскую коллекцию марок разных стран и территорий, юбилейных монет, и вышедших из обращения, имеющих хождение в СССР, и юбилейные украинские с 90-х годов XX века.

В последнее время довелось мне вновь встретиться с глазу на глаз или заочно - через поколения, поскольку обитают в Израиле, Германии - с теми, с которыми познакомился, работал вместе те же полвека назад. И вспоминалось было забытое, и узнавалось то, что было неведомо - как любопытно. Так же любопытно было бы мне ознакомиться с моим досье - папкой, которая была на столе у майора КГБ во время беседы со мной, и из которой он цитировал докладные моих знакомых, очевидно, штатных или внештатных осведомителей, касающихся моей личности. Вероятно, в той же папке были анкетные и более подробные сведенья обо мне, чем, в частности, щеголял майор в разговорах со мной - из того же, знакомого мне с юности, 40-х годов - начальственного "мы о вас всё знаем" - пускай догадывается обвиняемый - что такого крамольного о нём им известно. Всё такое хотелось бы мне почитать теперь, в основном из любопытства и - освежить некоторые воспоминания - чем и обусловлена моя настойчивость обращения в СБУ, на что пока неизменно получаю ответ "не сохранилось"...

Сознаю, что страницы данного опуса превращаются в какой-то самоотчёт - вроде бы для некоего режиссера конца уже нынешнего, XXI века, что вознамерится воспроизвести, в частности, как вписался бывший советский гражданин в жизнь столицы уже независимой Украины, и - для персонажа, актёра, которому предложено сыграть меня с максимальной достоверностью - наверное, существенно - и моя биография, и мои представления о миропорядке, и мое отношение к моей семье, к родным моим старшего поколения; той информации - от в форме музыки или живописи, поэзии до современных моделей микро и макромира; а также бытовой антураж моего жилища. Как аналогия - герои Гоголевских "Мёртвых душ", где рельефен не только характер каждого, но и окружающая обстановка немало проясняет его сущность. И такая метаморфоза совпадает со сверхзадачей моего интеллектуального дневника - поведать как одному из людей необыкновенного XX века видится мир, в котором он прожил - во всей совокупности условий, его судьбы, особенностях его характера и способностей.

Вместе с тем - почему бы мне в том же интеллектуальном дневнике не поразмышлять над теми или другими вещами, проблемами, которые мне интересны, которые меня волнуют, и не пытаться изложить свой взгляд на это? Скажем, для сформировавшегося вида гомо, те более гомо сапиенс всё более актуальным делалось то, что никак не возникало у тварей, не относящихся к этому виду. Пришло осознание: я смертен, но мой род бессмертен, осознание того, что для всего живого было обусловлено наличием генетического кода и совершенно не требовало для воплощения осознания. Выжить самому и продолжить свой род, способствовать его продолжению - сливалось в целевое единое. А для гомо сапиенс начало раздваиваться. При этом всё более расширялся - трудно судить, как в так называемое время, но в историческую эпоху нескольких тысячелетий с пульсирующей поступью цивилизации в различных этнических и полиэтнических образованиях - со всё расширяющимся диапазоном возможностей - "мне" и так же - "для своих" - теперь и грядущих поколений.

Если человечество на сегодня в общем выжило, и не только, то это значит, что эволюционное второе количественно и качественно пересиливает первое. История убедительно свидетельствует о том, что может натворить, как искорежить судьбы человеческие, захватив власть и ощутив безнаказанность, безответственность личность с императивом "мне", "для меня" - в масштабах семьи, общины, державы, и оттого, что нередко таковое прикрывается привлекательной идеей - вроде бы для блага своих, а то и всех истинно верующих - большинству зависящих от этого господина легче не становится. Выделяя тип личностей с такой доминантой "эго", хочу настоять на том, что таковым противопоказано сохранение всего, что представляется непонятным, ненужным, малоценным, мешающим личным амбициям, конкурирующим с привычными и понятными им идолами.

Осуществляли ли такие деятели, сознательно или бессознательно, целенаправленно, посредством услужливых и трусливых подчиненных свое разрушительное, не лишь материальное, или через материальное - объективно выполняли роль эволюционного ингибитора, что при формировании какого-либо нового жизнеустойчивого вида живого существа притормаживал, как уже не раз в моих опусах отмечалось ранее, - на стадии консервации, почти абсолютно по принципу "необходимого и достаточного", разве что допуская несущественные отклонения в подвидах. Но с видом гомо, тем более гомо сапиенс, пусть отдельных этнических подвидов - вследствие невероятно возросшей роли сознания, памяти - значительно облегченной реализации возможностей с передачей их последующим поколениями, процесс этот принял иной оборот. И чрезвычайно важно при том, наработанное теми индивидами, что привносили в жизнь новое "третьеспиральное" - сохранялось. И, должно быть, каким-то образом генетически, предполагая вспышки "искры Божьей" и реализации возможностей появления нового во всё расширяющихся областях человеческой деятельности, познания мира.

Вероятно и наши весьма далёкие предки начали понимать значение тех, кто каким-то образом обеспечивал более или менее благополучное выживание своего сообщества в грядущих поколениях, тем более являл пример исключительных достоинств, свершений, открытий - что отражалось в культе героев пращуров, их мифологизации, а также культовых захоронениях - это также уже чисто человеческое. Хуже нередко обстояло дело с выдающимися современниками - тут наверное всё же срабатывало унаследованное от "братьев меньших" акцентировка подсознательная на принципе необходимого и достаточного с упором на второе, или опытное убеждение, что время всё расставит на свои места, и если Сократ будет признан один из семи мудрецов, то ничего страшного, что после восьми десятков лет жизни перестал смущать молодёжь своими каверзными вопросами, да и с Лермонтова может хватит того, что успел за свои двадцать восемь. Но, как я замечал, в новейшее время отношение к выдающимся, творческим современным личностям изменилось к лучшему - поощрение, премии, слава, материальное обеспечение - не поздновато ли хватились...

Вообще-то в том потоке времени, в котором протекает жизнь каждого, и существование всего сущего, очень многое не сохраняется по определению, как прошлогодний снег. В мире растений цветы и плоды, в мире животных - гибнущие в борьбе за существование, не доживая до рубежей жизни для данного вида предельных. И мы, люди, день за днём пропускаем через себя различную пишу в буквальном смысле и, так сказать, повседневную пищу духовную - то, что под этим словосочетанием в широком смысле можно подразумевать - всю зрительную информацию, словесное общение с окружающими - по делу, в спорах, в ни к чему не обязывающей болтовне, что для большинства сделалась столь же привычной, как обед, а, может горячительные напитки, разного рода курево; и если сам я нынче в своём добровольном отшельничестве превратился в молчальника, разве что с женой в течение дня, если не встречаемся, телефонные переговоры, - то, заметил, во время более или менее случайных посещений гостей становясь болтуном.

Наверное, почти таким же и в своих нынешних писаниях, и тут я, похоже, совсем не одинок. Напомним, что обязательное внутривидовое информационное общение "от пчелы до гориллы" служит оптимальному варианту выживания своего поколения, что само собой обеспечивает появление потомства, продолжения рода - сверхзадачи живого. У гомо сапиенс каждый индивид по-своему выполняет сходную задачу, однако с коррекцией, более или менее значительной на особенности своей личности. Степень эгоизма соразмеряется с возможностями - от любимчика в семье, расчетливой красотки с клеймом стервы, хладнокровного сутенёра, - до чрезвычайно алчного, а то и кровожадного диктатора, тирана, самодура. И альтруизм начинается с выражаемого не только в наигранных словесах сочувствия ближнему или просто соседу, пациенту, попавшему в беду, и достигает вершин в неустанном самоотверженном служении страждущим.

Но, как бы то ни было, исключительно человеческое стремление - чтобы то, что сознательно или подсознательно сделалось доминирующим, сохранилось и по возможности приумножилось, послужив своему "я" и в последующем. А главное: я по-своему могу повлиять на грядущее - вот что понял человек, едва лишь вступая в неведомую до него эру сапиенс. Можно осенью засеять землю полезными злаками, а весной получить богатый урожай; можно насадить плодовые деревья; можно впрок содержать стадо одомашненных овец и при них прирученную собаку; можно соорудить надёжное, защищающее от непогоды и хищных зверей жилище - для себя и своих детей; можно изготовить одежду; можно постараться умилостивить какие-то управляющие судьбами высшие силы - дабы впредь были снисходительнее и щедрее.

И такая нацеленность на будущее, прогрессирующая у гомо, сделалась столь же непременной, как, скажем, у животных на определённом этапе эволюции сон или выработка условных рефлексов, или способность к обучению и на основе жизненного опыта. И в этом контексте следует рассматривать проблему сбережения и материального, и духовного, и - мы уж вплотную подошли к серьёзному пониманию - всего на планете, что может быть невозвратно утрачено. Правда, тут нужно уточнить - кто это - "мы" - вырубщики лесов, браконьеры, загрязнители живой природы продуктами производственной деятельности, интенсивно выкачивающие из недр планеты горючие вещества, сметающие с лица земли оригинальные сооружения былых времен, памятники старины?

Но может быть по принципу циклического обновления что-либо новое, а то и более совершенное появляется взамен отжившего, и не стоит жалеть о том, что то или другое - не сохранилось - как и то в нас, что было наполнено жизненной силой в наши юные годы? Но если в ходе эволюции живого, образовавшийся новый вид, отпочковавшись от исходного, существует уже совершенно самостоятельно, обособленно, то у вида гомо, пусть гомо сапиенс, народившееся и устоявшееся и в рамках одного поколения сосуществуют обновляясь. За семью печатями пока или вообще скрыто от нас - почему "искра Божья" вспыхивает в голове, в душе вот этой личности, и в такой сфере творчества, человеческой деятельности; да ещё у такого народа, в такую эпоху, и реализуется, то есть не исчезает бесследно, а ведь бывает, и даже очень, что "не сохраняется" или почти "не сохраняется" - о чём потомки с сожалением начинают догадываться. Возможно, у меня создалось превратное представление о соотношении этих "Божьих искр" в прошлые века и ныне, но похоже такие "искры" расщепились на великое множество искорок, своего рода творческих вирусов, и вызываемая ими эпидемия охватывает всё больше пишущих, музицирующих, исследующих, изобретающих, лицедействующих, чудачествующих, шарлатанствующих, проявляющих экстрасенсорные способности и так далее; одним словом, вроде по Зигмунду Фрейду - трансформированное либидо - плодить себе подобных посредством не внедрения генетического кода в двойной спирали, а своего в "третьеспиральном".

Настала эпоха, когда многие миллионы граждан планеты вправе определиться: что я хочу и что я могу? И это на фоне огромного числа вакансий едва ли не во всех сферах человеческой деятельности, разумеется, при более или менее жесткой конкуренции. Глобальная демократизация общественных структур сделала гораздо менее заметными этнические, социальные, территориальные, тендерные препятствия - барьеры на путях реализации возможностей каждого. Конечно, находится немало претендентов на чиновничью карьеру - в этом по аналогии с борьбой за место в иерархии животных сообществ у кандидата - нашего брата, кроме таких качеств как воля, в меру агрессивность, поддержка ближайших окружающих, - желательно и покровительство вышестоящих, и определённые организационные способности, и умение психологически сориентироваться - как вести себя с начальством, коллегами, подчиненными, партнёрами; и элемент везения может сыграть здесь решающую роль.

Однако этот костяк общественных структур может разве что паразитически притормозить свободное, независимое, плодотворное творческое начало и его развитие; лучше сказать - в балансе - кто что хочет и кто что может - не препятствовать балансу в сторону второго. Но в разнообразнейших областях применения желанного и возможного возникают и сугубо человеческие в каком-то смысле маргинальные группы. Помимо власть имущих при должностях и соответственно материально обеспеченных, повсеместно паразитируют на тружениках нелегальные субъекты, одиночки или организованные в преступные группировки. И такая составляющая бытия человеческого сохраняется, если не множится. Но возможности воплощения своих надежд и способностей всё же превалируют. Вышесказанное - констатация того, что для всех здравомыслящих граждан самоочевидно; в иных странах и регионах обременительно и опасно для немалого числа добропорядочных обывателей; и от таких разновидностей паразитической заразы у гомо сапиенс ни иммунитета, ни достаточно действенных лекарств. Так что, боюсь, и к концу наступившего века о названном вряд ли можно будет провозглашать "не сохранилось" при всех усилиях моралистов, реформаторов и карателей.

В ходе эволюции едва ли не у каждого вида флоры или фауны, возникающего где-либо на планете - на твёрдой почве или в водной стихии, наряду с преимуществами в данной отведенной для этого вида природой экологической нише, каждому такому виду никуда не деться от таких видов, для которых этот оказывался добычей, конкурентом или, наоборот, недостаточно оснащенным для добывания пропитания - необходимого рациона жизнедеятельности также в подходящей экологической нише. И, как я уверенно предполагаю, природа, вернее, монадные принципы эволюции загодя снабжали рождающийся вид необходимым для проживания - надёжными средствами защиты и охоты, необходимыми и достаточными для продолжения рода в относительно неизменных условиях бытия. Думаю, вслед за названными наугад: колючками кактусов, горечью полыни, неоднократно обыгрываемой автором земляники, змеиного яда, панциря черепахи, организации волчьей стаи - любой читатель подскажет ряд аналогичных примеров из мира растений и животных.

А вид гомо теми же принципами эволюции награжден феноменом самостоятельного мышления, всё расширяющимися возможностями индивидуального выбора - в конечном счете, для выживания хотя бы своего подвида. Некоторые аспекты проявления таких возможностей в человеческих сигмонадах представляются мне наиболее интересными, в частности, то, что сохраняется или не сохраняется в условно обозначенном мной как "третьеспиральное". В интернетном перечне персоналий моя особь представлена, в частности, как "писатель фантаст" - повод к этому - несколько фантастических рассказов, опубликованных в периодике 60-х-70-х годов, понятно XX века. Ну, зная, сколько, по сути, я бы сказал, профессиональных графоманов козыряли членскими билетами Союза писателей СССР, а может и разного рода пэнклубов, обольщаться не следует. Что касается отнесения к определённому жанру, то, скажем, Гоголь, двухсотлетие со дня рождения которого отмечается в этом году - поэт, исключая единственное неудачное стихотворное произведение юноши - "Ганс Кюхельгартен", а "Мертвые души" - поэма, как справедливо обозначил сам автор. Жанр фантастики условно предполагает описание того, что "не может быть", или, кажется по Козьме Пруткову - "потому что не может быть никогда", правда, неологизм "научная фантастика" на основе некоторых предвидений научно-технического прогресса Жюль Верном или Беляевым - "Голова профессора Доуэля" - не реальный ли Стивен Хокинг? - добавляет к такого рода фантастике осторожное "пока". А настоящие фантасты - безымянные создатели древнейших мифов, эпизодов "Священных книг", Гомер, Свифт, Рабле, Пушкин в своих сказках, отчасти тот же Гоголь, Булгаков в "Мастере и Маргарите", а если на то пошло, то вроде бы безусловный реалист Чехов в "Каштанке". И вся великая литература показывает вроде бы - как может быть, но поистине - как оно есть на самом деле - и в этом вполне сродни, допустим, запечатленному в "Путешествиях Гулливера" - вот они какие людишки - мои современники и соплеменники.

Да нас, как говорится, доходит, входит в сознание, в душу и там закрепляется и просветляет представление о разных сторонах жизни отдельного человека и взаимоотношений людей, существовании природы во всем многообразии. Тут внимательный читатель может меня осадить: начал о литературе, называемой встарь "изящной словесностью" и экстраполировал на то, что явно относится к прерогативам науки; и у литераторов, особенно поэтов - описания того, что в этом плане именуется природой - пейзажей, растений и животных - всего лишь фон для переживаний, настроения персонажей романов или так называемых лирических героев. А наука, в отличие от литературы, искусства оперирует строгими категориями, и образное мышление - не для неё, науки. Я с таким утверждением категорически не согласен. Нет, я не стану ссылаться на античных мыслителей, гипотезы которых о некоторых сторонах миропорядка и впрямь, что называется, на грани фантастики. Язык науки - вплоть до астрофизики или квантовой механики, по моему мнению - такой же инструмент образного мышления.

Поясняю - что имею в виду, и как оправдывают такой тезис. Начну с того, что в дочеловеческом, животном возможно только то, что может быть определено как образное мышление. То есть вся воспринимаемая особью информация - органами чувств - в какой-то мере могущая по моему обозначена неологизмом "мыслеформы", трансформируется или в соответствующие реакции организма под знаком выживания, продолжения рода - немедленной или - закрепляемые, допустим, в условные рефлексы. Для вида гомо слуховая информация развилась членораздельной речью, зрительная - отраженной письменностью, заметим, так же как языки -клинописью, иероглифическим письмом, сочетаниями букв алфавита, схематических рисунков индейцев доколумбовой Америки. Кстати, тому же начало служить искусство в разновидностях живописи, скульптуры, музыки - вот такая информация, в таком виде, воспринимаемом твоим сознанием, если на это способно - чтобы такая духовная пища пошла впрок расширяя и углубляя твое миропознание. Из той же серии лицедейство - и такой оборот взаимоотношений возможен, оригинально смоделирован, представлен - мотай на ус - сознательно или подсознательно.

Зацепляюсь за прошедшее выше слово, термин "смоделирован", чтобы перенести постулат образного мышления на необъятную сферу науки, как мы понимаем эту часть человеческого познания миропорядка. На мой взгляд именно образное мышление издревле определило такие вроде бы абстрактные категории, как время, пространство, материя, энергия, и лишь теория относительности свела эти категории воедино, установив, можно сказать, "единобожие" - вспомним, что в античной совершенно образной мифологии у каждого олимпийца была своя специализация, и даже ипостаси и имена ветра, как и в "Гайавате", были различными, в зависимости от того с какой стороны света примчались. И математика во всей своей широте и разветвленной глубине представляется мне базирующейся на условных образах. Для Пифагора - образы катета, гипотенузы, квадрата; с глубокой древности образ отношения длины окружности к диаметру - число ? - символ непознаваемой до конца бесконечности. Равно математика запросто оперирует с иррациональными числами, многомерными пространствами - из разряда "не может быть", и абстрагированная в формулах взамен реалистическим моделям микромира квантовая механика правомерно заняла свой трон для признающих её истинный авторитет сравнительно немногочисленных подданных.

То, что для дочеловеческого живого естественные науки определены средой обитания, экологической нишей, - для гомо сапиенс распространилось на всё бесконечное во всех отношениях окружающее - в микромире и вселенских просторах. И, конечно, повлекло за собой естественное стремление познать по возможности всё это в образном моделировании, в том числе отвлеченно абстрактных образах - математике, логики, отчасти философии. Не вижу принципиальной разницы между математиком, разрабатывающим непостижимые для непосвященных сочетаний символов языка математики в их, осмелюсь заявить, сигмонадной совместимости и гармонии - с прорывом мышления в этом направлении, и - симфонией современного композитора, также не для каждого слушателя доходящих весьма сложных звуковых "мыслеформ".

Вышеизложенный пассаж (буквально во французском языке - переход) с лейтмотивом "образное мышление" - вырисовался у меня в голове, как преамбула и оправдание образного представления появления на свет того, что начинал со страниц "Ранней ягоды", наименовал "третьеспиральным" - по аналогии с двойной спиралью - основой материальной генетического кода, обуславливающего в основе рождение, развитие, жизнедеятельность различных видов живой природы, - всего, что сверх того наработано и нарабатывается исключительно человечеством, преимущественно теми, в ком изначала генетически заложенные способности, талант, гений получают возможность более или менее полно реализоваться так, что плоды творчества опять-таки в большей или меньшей степени сохраняются и в последующих поколениях, и, возможно, но только для его этнического или иного рода сообщества. Конечно, было бы чрезвычайно любопытно узнавать в научно-популярном изложении, даже экранном - зрительные образы впечатляют и закрепляют впечатление (корень этого слова - печать) - сам я не один год подвизался в этом жанре - итак, понять - как сочеталось рождение нового вида и соответственно генетического кода во всех аспектах - вариации на тему "курицы и яйца" - может быть, для учёных, работающих в этой области эта проблема видится всё яснее; не проще ли обстоит с разгадкой становления человеческого "третьеспирального"?

Ответ на "почему? и зачем?" - между прочим заявлен выше: так же, как при образовании нового вида в ходе эволюции живого реализуются закладываемые генетически возможности получения из своей экологической ниши в достаточном объеме и направлениях информации обо всём, что важно для проживания, выживания - жизнедеятельности организма, добывания пищи; определения опасностей, врагов и так далее, для вида гомо - с его всё расширяющейся "экологической нишей", и особенно рукотворной - постигать её сущность, в том числе "самого себя" - и в плане совместимости своей со всеми остальными людьми. В том же ключе можно рассматривать и образ числа, в том числе магический по-разному - триединство Бога в христианстве, "число зверя" - 666, на Востоке - четвёрка, пятёрка, восьмерка, число 108, "тьмы тем" - десять тысяч помноженное на столько же в старорусском. В таком же образном значении выступают геометрические фигуры - круг, треугольник, многогранник; звёзды - пяти, шестиконечная; конус, пирамида, шар, сфера... Но фетишистские воплощения непостижимых управляющих судьбами, божеств древнеиндийского пантеона, Будды, античных небожителей и тому подобного, - видимо недаром напрочь отвергнуты в истоках иудаизма - единый творец и управитель всего сущего, по законам которого всё на свете и существует, и горе тому, кто нарушает эти законы в приложении к хотя бы избранному для их идеального воплощения народу, - этот Всевышний не может быть представлен в каком бы то ни было приземленном неоднозначном зрительном образе, даже имя его произносимо условно. Христианство преобразило такой непостижимый образ в более доступный родственному сочувствию и вере земной образ "бога-сына" Иисуса, а ислам приблизил к душам верующих своего Аллаха образу посредника между ним и людьми - Магомета. Впрочем, без такого рода посредников не обходилась ни одна религия, включая не только священнослужителей мировых религий, но и жрецов африканских племен, шаманов, буддистских лам. Предполагалось для верующих, что через таких служителей высшей мудрости во всех проявлениях человеческого существования таковое передаётся, диктуется непосвященным. Будучи, я бы так определил, монадологическим атеистом, я хотел бы причислить к посредникам между монадно управляющим началом существования всего сущего по отношению к человечеству и его развитию прежде всего творцов, чей вклад в "третьеспиральное" неоспорим.

И ради того, чтобы упрощенно и метафорически представить это весьма абстрактное соображение для понимания возможным читателям, как слегка причастный к научно-популярному жанру в печатных работах и сценариях, а также к фантастике, - прошу совершить мысленное путешествие туда, где раскинулась необозримая - назовём так - плантация. И, как Гулливер по Лапутянской академии, пройдёмся по необычным грядкам этой плантации, где каждый волен выращивать своё, то, к чему душа лежит, на что способен, чутко улавливая - тут я снова своё - подсказки из Окина. "Выращивает" - удобно для понятного сравнения, аналогий, но лучше всё-таки более подходящее - чем-то занимается, хотя получаются явные для людей плоды этих занятий. Но непременная цель и задача любого находящегося на такой "плантации творчества" - как у селекционеров, в советские времена мичуринцев - создавать нечто новое, притом - никак не совершенно новое, такое невозможно - но на основе ранее существующего.

Собственно, так же, как задача эволюции живого на Земле оказалась выполнима благодаря материальному воплощению генетического кода, определяющего все стороны существования данного вида, все его возможности, заметим, подобно тому же для, скажем, атома того или иного элемента, - и уже не в двойной спирали, а в "третьеспиральном" суждено виду гомо воплощать материально то, каким образом существовать и продолжать эволюционно развиваться этническим подвидам, их возможной в различных вариантах совместимости. Должно быть, нелегко "по науке" объяснить - каким образом информация о возможности посредством преобразований организма на основе уже существующего, но с приспособительными особенностями внутреннего строения, экстерьера, образа жизни - занять возникшую природную экологическую нишу - да, каким образом эта информация доходит до некоторых, используя новожаргонное словечко - продвинутых особей и соответственно воплощается в надлежащий генетический код, оригинальную двойную спираль, свойственную только данному виду - для закрепления его проживания в отведенной экологической нише, или экспансии на смежные земли и воды.

Итак, у человеческой "третьей спирали" аналогичная эволюционная задача - воплотить в запечатленном материальном то, что должно определить существование, с акцентом на образ жизни и взаимоотношения между людьми - этнических подвидов; но - как возможности таких новшеств зарождается в мозгах по-человечески "продвинутых" - таланта, гения - притом в определённой области совершенствования образного познания мира и связанных с этим целенаправленных преобразований, - механизм этого зволюционно-монадного управления судьбами отдельных индивидов, реализацией творческой потенции для включения в прогрессивное "третьеспиральное" - на кого из людей и с определённой окраской - поэта, физика, певца, фокусника, биолога, полководца, шахматиста, даже выдающегося спортсмена, и так далее - падает "искра Божья" - случайно или по каким-то неведомым закономерностям - пока нам непонятно. Правда, в отличие от образования видов растений и животных в процессе эволюции, эмпирически нащупываемого селекционерами с незапамятных времен и ныне посредством генетического вмешательства - выводятся разновидности с преимуществом тех или иных свойств, особенностей, - подобно тому, как в "Ранней ягоде" рассказывалось о сплавах металлов, когда сравнительно набольшие легирующие добавки сообщали сплаву необыкновенные качества, - нет, пожалуй, нужно оборвать это предложение, что в нынешних моих писаниях характеризуется запутанной в длительности логикой, что, между прочим, присуще - но лишь по размерам фразы, без особого труда проглатываемой, усваиваемой внимательным и заинтересованным читателем; новейший стиль, противоположный "телеграфному" двадцатых годов ХХ века.

Теперь следует повториться - в отличие от возможности для ученых лишь умозрительно представить рождение новых видов растений и животных много тысяч или миллионов лет назад, и при этом направленные изменения в генетическом коде, двойной спирали - "третьеспиральное" - пусть неизвестно - отчего в такого-то человека, одаренного таким-то талантом, гением - но рождается, можно сказать, у нас на глазах.

На заявленной ранее виртуальной "плантации" категории времени и пространства произвольны, и условны духовно-материальные "атомы" и "молекулы", из которых составляется "третьеспиральный", будем считать, генетический код существования человечества, отдельных наций, семей, индивидов, - здесь уместна аналогия с заложенным в "двойной спирали" всего многообразия мира живого на нашей планете. Для творческого пополнения "третьей спирали" используются такие "мыслеформенные" воплощаемые в адекватно воспринимаемые другими людьми, оговоримся, по-разному, - элементы, с которыми творцу сподручней всего оперировать, так же, как литератору, как правило, привычным с детства богатством родного языка.

И сходно, скажем, живописцы выражают своё виденье мира, тех или других его сторон - посредством бесконечного разнообразия форм и красок; музыканты, композиторы, певцы - вариациями звуковых возможностей голоса, различных музыкальных инструментов, их сочетаниями; нетрудно представить, какими средствами вносят свой вклад в "третьеспиральное": скульпторы и математики, астрономы и подвизающиеся на цирковой арене; создатели эффективных лекарственных препаратов и архитекторы; первопроходцы нанотехнологий и экстрасенсы; сказавшие новое слово в изучении истории и философии; лидеры массовых общественных движений, религиозных направлений; впрочем, столько всё разрастающихся направлений в названных и не названных областях, в которых может прорваться в "третьеспиральное" творческое начало.

Много неясного в том, как эта "третья спираль" в человечестве выполняет в определённом отношении функцию двойной спирали - в дополнение к исключительной - хранилища генетического кода в дочеловеском мире живого.

Не только, как у вида гомо, атрофировалась значительная часть волосяного покрова тела, и почему, как у меня в старости, мужской пол может быть в бороде и усах; в усах и в юности; начисто исчез хвост; прямохождение и у двухлетнего младенца; но главное, на языке науки - высшая нервная деятельность, психика, возможность овладения членораздельной речью - частично позволяет усовершенствованная природой конструкция челюсти, гортани и всего в физиологии обеспечивает эту речь, да ещё особенную у каждого, в зависимости от тонкостей индивидуализации, пола, возраста, выработанного с детства произношения на языке, диалекте большой и малой родины. Но за этим стоит и специализация некоторых участков мозга, и возможности человеческой памяти; и, возвращаясь к началу разговора об этом - возможность вспышек "искры Божьей" у избранных - без таинств мистики - свыше, из Окина по принципам эволюции, применительно к виду гомо, на протяжении многих веков безымянные творцы языков, хранители памяти предков и мифологизирующие былое, основывающие верования, обряды; создающие орудия труда, охоты, начатки ремёсел, сверх природной рукотворную обитаемую землю...

Опять же - как всё это наследовалось - проще всего объяснить обучением младшего поколения, способного к подражанию, но никак нельзя сбрасывать со счетов роль, каким-то образом совершенствующейся в цивилизационном направлении генетического кода, "двойной спирали", наверное с нюансами - каждого этнического подвида, и - до первых ростков глобализации при взаимодействии по-разному народностей, племен, державных образований - не только совершенно локализовано. Сравните дошкольника сегодня с ребёнком его возраста, скажем, в начале нашей эры - в Северной Европе, просторах Зауралья, Африки, Америки, да и сравнительно цивилизованных странах Средиземноморья, Китая, вероятно Индии - наш малолетний современник - не говорю о вундеркиндах - в большинстве в таком возрасте уже умеет читать, рисует неплохо, напевает знакомые мелодии, осваивает арифметику, да и очень многие с компьютером на ты - спрашивается - откуда это всё?

Интеллектуальная акселерация - обусловленная генетическими метаморфозами, прессинг "третьеспирального" повсеместно, и то, и другое? Наверное, историки, социологи, психологи могут пусть не до конца просветить дилетанта, а то и скривиться от таких вопросов, но я коснулся этого феномена в связи с заявленной изначала в этом опусе проблемой - что сохраняется, а что нет в результате существования человечества в целом и в частности - отдельных групп, индивидов. Один из аспектов этой проблемы, затронутой мной в одном из опусов, где речь идёт о "человеке завтра" - гражданине, который во что бы то ни стало жаждет идти, что называется, в ногу со временем, а может и в первых рядах - и этому находится, как мне кажется, приводимое там моё объяснение. К чему же это приводит в сочетании с открывающимися возможностями реализации любого уровня способностей человека нового времени?

Век ХVIII, когда прорыв в "третьеспиральном" всколыхнул Западную Европу, во многом предопределив расцвет обновленной цивилизации поначалу в этом уголке планеты, распространяясь в дальнейшем на Восток и за Атлантический океан; в самом конце этого века родился Пушкин, глубоко воспринявший мятежный дух нового времени и чародейством русского языка, - пробудил наперёд в своей России то, что высвобождалось из царства мёртвых душ, беспощадно отзеркаленных послушным гением Гоголя. Для Пушкина это был не предлагаемый автором на высший суд поэта комический гротеск, и Гоголь был изумлен, когда по его воспоминанию, при чтении Пушкин делался всё мрачнее и наконец воскликнул: "Боже! Как грустна наша Россия…"

Вероятно Европа представлялась в этом плане культурным антиподом варварской России - в общем, и за кошмарами французской революции и неоднозначной трактовкой Наполеоновских войн и преобразований не виделась сытая морда туповатого обывателя, "грядущего хама"; для Пушкина Европа ХVIII века не из книг, а, можно сказать, из первых рук представала в рассказах старшего на сорок восемь лет современника, князя Николая Юсупова, в доме которого любил бывать поэт, чему посвящено одно из самых любимых моих стихотворений Пушкина - "К вельможе". Настойчиво рекомендую, не откладывая, перечитать, хотя не уверен, что вообще нынешнее молодое "русскоязычное", в казенном теперешнем лексиконе на Украине, поколение хорошо знакомо и с этим перлом поэзии, и с подлинной поэзией вообще, предпочитая эпатажную бессмыслицу. И не о том же в стихотворении "К вельможе" говорится не предвзято, как оно есть: "Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти забыты для других. Смотри: вокруг тебя все новое кипит, былое истребя. Свидетелями быв вчерашнего паденья, едва опомнились младые поколенья. Жестоких опытов сбирая поздний плод, они торопятся с расходом свесть приход. Им некогда шутить, обедать у Темиры иль спорить о стихах. Звук новой чудной лиры, звук лиры Байрона развлечь едва их мог".

Но, слава Богу, многое по-разному замечательное сохранялось и в памяти, в душе и этого вельможи, которому выпало бывать чутким свидетелем торжества и новых идей, рождения шедевров искусства, растущего авторитета науки, кровавого разгула революционного террора. Не знаю, кинется ли возможный читатель этих строк к тому Пушкинских стихотворений, и, не без иронии уподобляя себя в старости (а я уже прожил больше, чем он) - князю Юсупову, решаюсь выписать сравнительно большую цитату из того же стихотворения. "Один всё тот же ты. Ступив за твой порог, я вдруг переношусь во дни Екатерины. Книгохранилище, кумиры, и картины, и стройные сады свидетельствуют мне, что благосклонствуешь ты музам в тишине, что ими в праздности ты дышишь благородной. Я слушаю тебя: твой разговор свободный исполнен юности. Влиянье красоты ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты и блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой (в этот год юной невесты Пушкина). Беспечно окружась Корреджием, Пановой, ты не участвуешь в волнениях мирских, порой насмешливо в окно глядишь на них и видишь оборот во всём кругообразный..."

Идеальная жизнь отдельного человека - как её представить? Вроде бы по-Пушкински; таковы были юные, зрелые и поздние годы знакомого вельможи Юсупова. А у самого Пушкина? - От "с отвращением читая жизнь мою.."" до "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." И ещё: "О, как вино - печаль минувших дней в моей душе, чем старей, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…" Порой страдать, но зато жить! - девиз естественной радости существования всех видов рожденных на Земле живых существ за многие тысячи лет освоения поверхности планеты и эволюционного развития. Наверное не только разного рода физические страдания, но всяческие душевные переживания обусловили крайний пессимизм, как я понимаю, буддистского постулата о стремлении к нирване, небытию, как к конечной цели реального существования во плоти. Отчасти тому же способствует отшельничество, отход от мирских сует, но такое - удел некоторых, к монашеству в буквальном смысле или аскетизму предрасположенным.

Что касается подавляющего большинства рядовых жителей на всех континентах, то - не языком поэзии, а, что называется, смиренной прозой могли бы изложить своё кредо так: "Хочу жить - по возможности безбедно, в семейном благополучии, получая доступные удовольствия и радости, поменьше мучаясь от недугов или напастей - от капризов природы или придирчивого начальства, тем более кровавых междуусобиц с другими странами, национальностями, иноверцами, завистливыми соседями или даже родственниками." Если добавить к этому - "в привычной родной обстановке", то по сути такую декларацию могли бы провозгласить и представители "братьев меньших", если бы умели так формулировать и выражать словами свой жизненный идеал.

Но - справедливости ради - и в каком-нибудь племени в заброшенном уголке Земли, отгороженном от прелестей цивилизации, и даже в интернате для умственно отсталых - жизнь человеческая гораздо богаче разнообразными переживаниями, нежели у самых смышленных приматов или домашних четвероногих, с которыми у хозяев любовное взаимопонимание. И главное: человеку свойственно заглядывать в будущее - вплоть до того - что будет с ним после смерти, окончания земного бытия. Кроме "гомо сапиенс" - человек разумный - в иных сочинениях "разумный" уступает эпитетам - "грешный", "взыскующий", "играющий"; и в одном из опусов у меня - "неустойчивый" - в нашу эпоху. Но уже многие века для абсолютного большинства населяющих планету людей правомерно называть "человек трудящийся". Труд земледельца, скотовода, строителя, любого ремесленника, купца, морехода; ратный труд - в старинном лексиконе или - компьютерщик, космонавт, брокер и так далее сегодня. Труд рутинный, подневольный или вынужденный, но для того, чтобы по крайней мере, выживать, а больше - обеспечить необходимым и желательно сверх того - и свою семью, своих близких по крови, по вере, по убеждениям, и попутно труд заботливого воспитателя младших, труд при обучении ремеслу, профессии, специальности. Труд таким образом нацеленный на будущее - ближайшее или отдаленное.

И век от века, особенно в новое время, ко всё большему числу людей приложимо "человек творческий". И на той виртуальной "плантации", где создаётся многогранное "третьеспиральное", и за её пределами - так же метафорически - почва, атмосфера настолько насыщена тем, что накоплено в том же "третьеспиральном" за века эволюционного развития гомо сапиенс, что непреодолима тяга и неохватны возможности внести свой посильный вклад в эту общечеловеческую - если не в общем, а весьма ограниченно и не сокровищницу, то по крайней мере - кладовую, в которую хоть сегодня доступ каждому интересующемуся, тем паче жаждущему новизны. И, как я уже отмечал, и приводил мнение Стивена Хокинга о том, что такого типа второсортного "мусора" от реализующих сравнительно скромные творческие возможности - уже чересчур, и накопление подобного становится угрожающим. То есть количество не только не переходит в качество, но делается затруднительным избавление от скоропортящихся отходов.

В такой обозначившейся проблеме меня, например, тревожит затруднительность доступа к тому, что не сохраняется, утрачивается порой безвозвратно. Остаётся только сожалеть, что безжалостная жадность человека привела к исчезновению не одной сотни видов флоры и фауны, и приведут ли усилия энтузиастов к тому, чтобы не так интенсивно пополнялась "Красная книга". Не сохраняются как следует языки малых народностей, диалекты; восходящие к древности национальные обычаи, обряды; материальная культура - честно ли сваливать таковое на вроде бы естественный процесс поступи цивилизации? Может быть, не лучше этого то, что в новых поколениях, зараженных вирусом жажды новизны, слабо сохраняется кажущееся устаревшим, но на самом деле то нетленное, драгоценное - чем пренебрегают и относятся как к старикам, одетым совсем не по современной моде. Предыдущие слова можно, и не так уж несправедливо, отнести к извечному старческому брюзжанию в адрес идущих на смену поколений.

И я не чужд размышлениям о будущем; мечтаю, например, как через несколько лет, как и мой дедушка меня более чем три четверти века назад, - со своим внуком Даней - играть в шахматы, читать ему вслух басни Крылова, знакомить с домашними коллекциями марок, монет, значков, рассказывать о происхождении вещей, которым много лет и которые сохраняются в нашем доме, как и документы, фотографии, письма... И ещё строю планы, как сказано выше - о посещении в ближайшее время родины Москвы, тех мест, где в юности учился, работал, предприятий, которые проектировал. Ну и соображаю, что надо сделать завтра, послезавтра. Конечно, и тревожит дальнейшая судьба, работа, семейное положение дочки и сына, развитие внука Дани, здоровье жены. И почему-то меня - не профессионального футуролога, не дипломированного или экстрасенсорно вдохновенного астролога, прорицателя, не политика или бизнесмена, какого, впрочем, интересуют определённые аспекты возможных перемен - тем не менее меня волнуют, интригуют, влекут к размышлениям проблемы будущего - и Украины - писал о том, просуществует ли в обозримом времени как самостоятельная держава, и западной цивилизации под наплывом восточного мировосприятия, и всего "третьеспирального",

В заключение - что и как по-моему хорошо бы, чтобы сохранилось. То "третьеспиральное", что как и воплощение генетического кода в двойной спирали необходимо и достаточно для беспрерывного существования каждого вида, и тут речь идёт прежде всего о гомо сапиенс, человечестве. Будем исходить из постулата, что только двойной спирали - комплекса сложнейших органических соединений - при всех возможностях посредством этого - рождения столь разнообразных по существенным параметрам индивидов рода человеческого - в том числе и потребителей, и творцов "третьеспирального" - талантливых, гениальных - задача сохранения этого "третьеспирального", но - при неоправданном, в какой-то степени паразитическом нарастающем разбухании, обрастании - наносным, необязательным - эта задача под лозунгом необходимого и достаточного становится донельзя актуальной и всё более насущной, и возможны различные варианты её разрешения.

Первый - пустить на самотёк, предоставить осуществление такой задачи, так сказать, естественному отбору, уповая на опыт веков, когда время отсеивает преходящее, не настоящее, второстепенное. Однако неопределённое "время" всё-таки персонифицировано, и сохранение, так сказать, "алмазного фонда" "тртьеспирального" - в руках безупречно авторитетных знатоков, ценителей, вообще тех, кто способен отличать драгоценное от поддельного, фальшивого, не первоклассного, хотя нельзя исключить в этом субъективность, предвзятость, вкусовщину. Вселяет надежду, что процесс серьёзного разбора и отбора в "третьеспиральном" личностями, чей интерес к этому, энтузиазм, эрудиция в определённой области позволяют делать оптимистические выводы.

В некоторых своих опусах я восхищенно отзывался о тех подвижниках в различных сферах становления гомо сапиенс на путь истинный - от сохранения высокоморальных отношений между людьми или исчезающих видов живой природы до углубления понимания - что на самом деле представляет собой микромир, вселенная, человеческий мозг, эволюция живого, религия, музыка... При этом выясняется нередко - насколько проникали в сердцевину истинного положения вещей предшественники, но невыразимое запечатлевалось в "мыслеобразах" - как бы зашифрованных в словесных аллегориях, в поэзии, живописи, музыке, символах мироздания и миропорядка. Может быть, подобное прорвалось через века из античности в эпоху Возрождения? Возобладало гуманистическое восхождение этой неугомонной закваски эволюции гомо сапиенс - против срабатывающего в сотворении дочеловеческих видов живого тормозящего "достаточно" - возможно и в прошлые эпохи, и ныне - закатыванием "третьеспирального" в подлежащие утилизации полупроницаемые обёртки? И спасти от этого угасания неукротимого духа познания может некое новое Возрождение - уже не на Западе, но где-то в Индии, в Китае, в России?..

Наконец, вариант уже как-то мною высказанный. По предполагаемому закону сохранения информации, абсолютно всей, между прочим, по мнению некоторых учёных это относится и к человеческой памяти, только большая часть проходящего через органы чувств оседает так глубоко в подсознании, что разве что в сновидениях неведомо какими обрывками и в каких сочетаниях прорывается в то, что мы виртуально видим, слышим, ощущаем; так вот, если вместилище всей информации во вселенной - Окин - так мною названый океан информации в аббревиатуре, - и эта информация, как управляющая субстанция, способствует формированию по монадным закономерностям - монад, сигмонад, и эволюционным процессам. И всё наработанное человечеством "третьеспиральное" в отрыве от вырождающегося гомо сапиенс, продолжит своё нерушимое существование, возможно, как залог проникновения и воздействия на те небесные тела, где допустимо рождение одушевленного; и может такое уже осуществляется в пока для нас неуловимом.

Дизайн: Алексей Ветринский