Если мои, как я их называю, опусы - в структуре, опять же названного так - интеллектуального дневника, - рассматривать порознь, хотя объединены моим вызревшим к преклонным годам миропониманием, - итак, порой не избежать уместных в каждом случае, и даже обязательных ключевых повторов. Слово и понятие "совершенство", как и такие обобщающие и многозначные - любовь, мир, искусство, время, вера и другие, наверное, не только в русском языке, - каждый волен трактовать по- своему, и понимать в зависимости, как принято определять теперь - от контекста. И всё-таки, как обычно в моих опусах, многое проясняет словарная дефиниция, характерные примеры употребления в языке.
И, как всегда, в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля, в статье "Совершать" - однокорневое "совершенное" заключает в себе "высшую степень каких-либо качеств", и это есть - "полнота, крайний предел свойств, безукоризненность". Правда, затем как бы оговорка: "на земле нет совершенства, земное, всё мирское не без греха", но, как я понимаю, подразумевается ущербность в нравственной сфере; а мой подход к абстрагированной категории совершенного или совершенства иного порядка. Отличного и от дефиниции в словаре русского языка, где "Совершенство - полнота всех достоинств, идеал, мыслимый образ прекрасного, то, что свободно от всяких недостатков, всякого ущерба".
Полагаю, критерием совершенства любой - в системе моей мировоззренческой монадологии - монады, сигмонады - целостной структуры взаимосвязанных между собой составляющих - нерешимость, жизнестойкость, пропорциональная времени, длительности её существования, с уточнением – в приемлемых для этого условиях. Положение это, сформулированное как некая аксиома, требует расшифровки; убедительней, пожалуй, при рассмотрении рождения и бытия совершенного и несовершенного - в микромире, космосе, многообразных живых организмах, наконец, в том, что творится людьми. Собственно, именно о последнем, но подойти к этому желательно повторной преамбулой под знаком сотворения всего сущего на свете. Начнём, как у меня заведено, с микромира. Экспериментально подтверждаемая, пусть отчасти умозрительная, модель атома каждого элемента периодической системы - представляет её в виде структурно организованных частиц - электрона, протона, нейтрино... не место заимствований из учебника физики микромира.
В переводе с незыблемых природных закономерностей на доступный пониманию язык науки, да ещё в знакомом мне жанре научно-популярных статей в периодике, сценариев, - можно представить, допустим, в картинках мультипликационного балета образование атомов в недрах звёзд в необъятном космосе. В одном из предыдущих опусов приводил описание такого рождения атомов тех или иных элементов в статье для любознательных не профессионалов, академиком Зельдовичем, об основополагающих теоретических работах, в частности, в области ядерной энергетики - разговор отдельный. В общих чертах: с одной стороны то, что необходимый для появления на свет полноценного атома набор элементарных частиц, успевающих чуть ли не мгновенно сориентироваться в микропространстве, объединиться в структуру с абсолютно безальтернативным императивом в отношении ассортимента и количества элементарных частиц в атоме данного элемента - почти невероятно; однако, с другой стороны - количество этих потенциальных составляющих атомы в бешеной внутризвездной круговерти столь невообразимо велико, что обращает "почти" во вполне реальное.
Заметим, что спектральный анализ обнаруживает существенные различия в количественном соотношении разных химических элементов. Собственно, то же присуще и исследованной геологами земной коре. А для нас характерно субъективное восприятие концентраций объединенных атомов отдельных элементов: меди, свинца, золота; железа - правда, в сплавах; углерода - в виде сажи, графита, алмаза; умозрительно - циркония, урана, азота, неона... Внимая языкам химии, атомы объединяются в молекулы, и недоступные восприятию нашими органами чувств кислород и водород - воплощены в воду, из которой на две трети состоит наш организм, без которой не зародилась бы жизнь на нашей планете, и не продолжалась бы у многих тысяч видов растений и животных. И те же атомы кислорода и водорода вместе с углеродными образуют целлюлозные - цепочки которой - основной строительный материал, как и я отмечал ранее - и для твердейшего самшита, и для нежнейшего лепестка розы; и неизменны в моем дубовом письменном столе с бюро, изготовленном в позапрошлом веке и в страницах книги в домашней библиотеке, напечатанной в ХVІІІ веке.
Но, так углубившись в открываемые наукой и воплощаемые - будем считать - языками законов природы - в разнообразные монады микромира, не оторвались ли от заявленного заголовком этого опуса - языки совершенства? Всё, полагаю, становится на свои места, если принять как исходную посылку - высказанное ранее – стабильное существование во времени, вечности – в идеале, как атомы стабильных элементов. И не каждый возникший атом как сказочный Кащей бессмертен, впрочем, и на Кащея находилась управа; и в тех же недрах звёзд или в ядерном реакторе с атомами происходят определённые метаморфозы. Но у большей части элементов в таблице Менделеева сопутствуют нестабильные изотопы, у которых соотношение элементарных частиц не идеально сбалансировано, и такие атомы распадаются один за другим, причём установленные периоды полураспада в диапазоне от ничтожных долей секунды до многих миллионов лет. Почему так, а в нижней части таблицы Менделеева только так - с языка законов природы на язык науки пока нет ясного перевода.
Зато в объектах, сигмонадах макромира - в космосе - звёздах, звёздных ассоциациях, галактиках - наука нового, новейшего времени раскрывает этапы звёздных судеб, начиная с их возникновения. В новом, XXI века, энциклопедическом словаре краткая статья " Звёздная эволюция". "Основные этапы - образование протозвезды из межзвёздного газа и пыли в результате гравитационной неустойчивости, возникновение в центре сжимающейся звезды термоядерного источника энергии, превращение звезды в звезду-гигант, а затем в белый карлик (для звёзд солнечной массы), гравитационный коллапс массивных звёзд (с образованием нейтронных звёзд или черных дыр)". В продолжение космического аспекта нацеленности на совершенство по законам природы, хочется отметить существенные моменты, соотносимые с темой опуса. Во-первых, если время существования каждой звезды во вселенной всё-таки ограничено, но - миллионами лет, что пусть на порядок, но всё же сопоставимо с предполагаемым современной наукой - не с бесконечным отсчетом времени существования вселенной, но - точкой отсчёта - примерно до десяти миллиардов лет назад вследствие "большого взрыва". У меня в этом плане недоумение - то ли логического, то ли психологического порядка, но - здесь не стоит на это отвлекаться.
Во-вторых, многие тысячи звёзд объединяются в отдельные галактики, и, в отличие от звёзд, не исключено, что целостное бытия любой галактики как-то ограничено во времени, в бесконечном грядущем. В-третьих, галактики весьма различаются по ряду параметров - размерами, числом входящих в них звёзд, структурой: и звёзды, изучение которых год от года в последнее время идет семимильными шагами, раскрывают, можно сказать, индивидуальные особенности - о химическом составе и размерах упоминалось выше,- двойных, тройных, планетарных систем. Из этого можно сделать вывод, что если в микромире пока нет оснований считать, что возможны хоть какие-то неуловимые отличия атомов одного элемента или молекул из этих атомов; двух или трехатомных кислород - озон или "тяжелая вода" с атомом изотопа водорода - совсем другое, итак, если "кирпичики" микромира абсолютно одинаковы, то по мере возрастания в просторах макромира вариантность монад, сигмонад с устойчивой основой - становится всё явственней.
Стабильность, в духе "остановись мгновенье - ты прекрасно" - продлись бесконечно, - никак не совпадает с идеалом совершенного, как нечто полностью застывшее во времени. Нашим далёким, и не очень предкам казалось, что звёзды в небесах неизменны, словно, скажем, золотое кольцо с алмазом, песчинка в пустыне, лёд на полюсе, уже не говоря про образ божества. Сегодня мы знаем, что происходит в космических объектах, и с нашим Солнцем - даже отражается на нашем самочувствии куда, по-моему, реальней, нежели на судьбах людских расположение планет в "домах" созвездий. Но и мало-мальски образованный гражданин XXI века, узнав, что в руках у него брусочек урана, не усомнится, - в нём заключена колоссальная энергия, что таится на уровне микромира, в беспрерывно вращающихся в атомах электронах, или электронных облаков. И такие же в атомах песчинки и застывшей тысячелетия назад на поверхности Ледовитого океана воде.
Монады, начиная с элементарных частиц, или эти частицы - из неких бесконечно малых, неведомо отчего и каким образом проскакивающие во вселенную, реально существующую - из не столь уж гипотетического "зазеркалья", неуловимого всеобъемлющего вакуума, но не абсолютной пустоты, так что и упомянутые элементарные частицы - по существу также сигмонады, то есть включающие в себя структурно монады низшего порядка, и, в свою очередь, образующие в звёздах сверх плазмы, четвертого состояния вещества, а, может, верней "своего рода "материи - энергии" - атомы элементов, представленных в сотне с лишним - если считать и в земных лабораториях синтезированные - в периодической таблице - не больше, и не меньше. Но всего относительно скромного набора атомов, правда, учёные никак не разберутся с модификациями элементарных частиц - пускай и таковых - довольно для огромного разнообразия - в определённых рамках определяющих параметров - звёзд, галактик, планет, их спутников.
А уж на планете Земля, остывающей несколько миллиардов лет назад, создались условия, благоприятствующие возникновению феномена, неужто категорически уникально в абсолютном значении во вселенной - живой субстанции. Совершенство на возрастающих уровнях самоорганизации по известным или ещё неизвестным законам, к совершенству образующихся сигмонад ведущим, предполагает появление у них новых возможностей оптимального спонтанного реагирования на внешние воздействия - материальные, энергетические, информационные, возможностей образовывать в этом смысле сигмонады более высокого уровня, как, например, атомы, объединяющиеся связями - в молекулы, звёзды - в галактики, вокруг некоторых звёзд комплекса планетарных систем, пока едва нащупываемые астрономами. То ли дело - в нашем околосолнечном пространстве, и, тем более, родной Земле.
Но прежде, чем вести такой же конспективный разговор - акцентами на общеизвестном,- об эволюции живого на Земле, условной эволюционной лестнице, по которой на протяжении многих миллионов лет взбирались всё более совершенные - по критериям открывающихся для них возможностей, степеней свободы в монадном разумении, виды растений и животных,- для достижения доходчивости в восприятии разумом, лучшего осознания - заимствованные у художественной литературы, искусства приёмы, выражаемые языками образов, достаточно знакомых, и как бы подсказываемых для полноты воздействия - на душу, по устаревшему метафорическому - разум и сердце, или сердце и разум - зависимо от составляющих информации, её языками, в диапазоне от скульптуры, балета - до дебрей высшей математики, квантовой механики.
И критерии совершенства, предельно упрощенно для затравки - самые что ни на есть наглядные и каждому ясные, хотя бы в воображении - из сферы технического прогресса. Из моего довоенного детства запомнилось: примус и керосинка, на которых бабушка всё готовила, и, надо сказать, замечательные блюда и сладости. Ледник - шкафчик, в который помещался лёд, купленный дедушкой у мороженщика. В школе перьевые ручки и чернильницы. Извозчичья биржа у Золотых ворот. Калоши, чаще называемые галошами и боты - для защиты обуви от дорожной сырости и грязи. Корыто для стирки. Счёты на прилавках. Бачок с водой над унитазом - дерни висящую на цепочке ручку - откроется клапан, стечет вода. Зубной порошок. Универсальный от воспалений стрептоцид (от латинского credo - "цид" - убиваю). Лифт, управляемый лифтёршей, дёргающей стальной канат. Настенные часы - ходики. Заштопанные носки. Подстаканники и щипцы - колоть куски рафинада. Прорезиненные плащи. Сундук, в котором хранилась не только зимняя одежда с нафталином от моли. Полый утюг с горящими угольями.
Люди моего поколения, десятилетий XX века, особенно заключительных десятилетий - свидетели совершенствования того, что окружало каждого непосредственно, бытовой техники, но параллельно транспортных средств - автомобилей разного назначения, всего, что бороздит водные просторы, воздушный океан, космос. Совершенствовались средства производства, добыча полезных ископаемых, получение энергии, в том числе атомной, синтез химических соединений самого различного назначения, оружие массового уничтожения хоть целых мегаполисов... И всё это совершенствование означало облегчение управления и эффективность против предшествующего при пользовании - стиральной машиной, непромокаемой обувью, арифмометром и затем компьютером, избирательным ассортиментом лекарственных препаратов, автомобилем, напичканным автоматикой и комфортным салоном, пультом электростанции, ядерной кнопкой президента.
Передо мной, в моём домашнем "миниретро" музее, на застекленных полках шкафа послевоенного образца - разные предметы прошлого, XX, и позапрошлого XIX века - сродни упомянутым выше предметам и приметам ушедшей эпохи. И на верхней полке - обточенные, может, для выделки шкур, камни - такого далёкого нашего предка, но уже, в отличие от тварей дочеловеческих, пробующего совершенствовать орудия труда. В истории материальной культуры, в частности, в книге "Почему мы так одеты", где автор и этих строк, и его жена,- рассказывается, как веками совершенствовалось получение текстильного сырья - шерсти, льна, хлопка, шелка, синтетики для одежды, технология прядения, ткатства, трикотажного производства, получение красителей и методы окраски элементов костюма, начиная, заметим, с татуировки, различных видов спецодежды - от фартука каменщика до облачения водолаза. Отдадим должное известным с античной эпохи и прославленным вплоть до настоящего времени изобретателям всего, что можно подверстать под определение - технический прогресс.
Но в упомянутой книге не обойдена вниманием и эстетическая сторона формирования одежды у каждого народа, социальных групп, феномена моды. В одном из предыдущих опусов я высказал парадоксальное соображение, что технический прогресс в основном тогда промышленном направлении, на родине Чарльза Дарвина, в Англии, как подробней описано в той же нашей книге, благодаря сотням более или менее существенных изобретений, усовершенствований в части механизации, повышения производительности труда, улучшению качества выпускаемой продукции,- позволил наладить массовый выпуск добротной одежды,- и в основании своей теории эволюции всего живого на планете, Дарвин во главу угла поставил естественную борьбу за существование, иначе говоря, совершенствование от поколения к поколению вплоть до образования нового вида, с возросшим потенциалом жизнестойкости, что, в общем, как заявлено выше, следует принять критерием совершенства.
По моему "монадологическому" убеждению так же, как на языке законов природы (может быть, надо остановиться на варианте перевода Библии Гётевским Фаустом - "в начале было слово", хотя в предыдущем опусе я бы предпочёл "действие"..) образуется атом из элементарных частиц, молекулы из атомов, звёзды в космосе и галактики из миллионов звёзд, - и новые, более совершенные виды живых существ на основе предшествующих видов растений и животных по непостижимым пока для нас законам эволюции живого. И это, как камень преткновения в загадке самопроизвольного зарождения жизни на Земле, препятствует принятию очевидного, пусть "идеалистического" постулата: уровень совершенства живого выше, чем неживого, как и, скажем, собаки относительно муравья; хотя такой постулат несомненен при сравнении человека и обезьяны, тут берёт верх наше самомнение, в чём сомневается Мишель Монтень, как я подчёркиваю в опусе "Апология Мишеля Монтеня".
Уровень совершенства молекулы РНК, возникшей в первичном океане , залившем всю земную поверхность миллиарды лет назад, и, поскольку вода - непревзойдённый растворитель, в этой водной безграничности образовывались бесчисленные неорганические, и более сложные органические молекулы, в том числе РНК, обнаружившая изумительную способность к редупликации - то есть восхождения на следующий, высший уровень совершенства, открывающихся возможностей беспредельного существования различных видов флоры и фауны эстафетой поколений. Кто знает - через сколько миллионов лет языками уже эволюции живого была - не найду другого глагола - воспитана живая клетка - бессменный "кирпичик" живого и как самостоятельный, и вкупе с другими, функционально сотрудничающими между собой - совершенствовали живые организмы, вознося их на всё более свободные по-монадному уровни совершенства. При этом, думаю, нельзя отрешиться от подсказывающих языков эволюционных законов, замолкающих лишь когда данный вид достигает совершенства.
В подтверждение завершения предыдущей фразы: дожившие до наших дней реликтовые виды растений и животных не отличаются от палеонтологических находок их невероятно отдаленных предков. И у подвидов, отличающихся вследствие большей приспособляемости в другой экологической нише, или вследствие селекции, - сохраняется, можно сказать, изначальная "совершенная" основа; берёза на всех континентах берёза; и уж какие разные в семействе медведей - бурый, белый, гималайский, панда, и всё же - медвежья суть остаётся, хотя отличия разительны. При невероятном разнообразии пород собак - по экстерьеру, характерам, специализации,- при незапланированных встречах на прогулках с хозяевами разнополых - ни у обнюхивающих хвостатых, ни у владельцев не возникает сомнений, что это собаки, а никак не кошки, да и с кошками разнопородных при дворовых контактах та же история.
В который раз в своих опусах прошу не придираться к тому, что вслед за примером с собачьими породами может идти речь об этническом разнообразии человечества, хотя таковое - в сущности одного порядка, с позволения сказать, диалекты языка направляющей эволюции. Другое дело, и главное, к чему мы подходим после затянувшейся преамбулы, - в отличие от дочеловеческих живых существ эволюция не ставит точки, означающей воплощение возможного совершенства в данный вид - для проживания в подходящей экологической нише и уверенном продолжении рода. Отвергая основную доминанту эволюционного процесса в духе, допустим, вульгаризированного дарвинизма, как борьбу за существование, - негоже отрицать и возможности, так сказать, совершенствования совершенства, то есть особенно у высших животных - сдвиги в сторону приспособляемости к изменениям экологической ниши, при целенаправленной селекции - вследствие случайных генетических мутаций, возникновения особей с задатками передачи потомству; и, вероятно, подражательного влияния на свою популяцию - способны совершенствовать, будем говорить, базисное совершенство жизнестойкости того или иного вида.
И такая жизненная потенция в эволюции рода человеческого сделала качественный скачок. Если закрепленный генетически язык внутривидового общения между особями посредством звуков, поз, запахов согласно принципу необходимого и достаточного, как составляющая совершенного данного вида, обеспечивающая удовлетворительное существование в подходящей экологической нише, - то для вида гомо это было также необходимо, но явно недостаточно. Этническим подвидам гомо на всех континентах предстояло осваивать неведомые и разительно отличающиеся даже от смежных экологические ниши, и не только приспосабливаться к ней, но и приспосабливать её для себя, преобразовывать куда более радикально, чем многие опять же по генетическим программам "братья меньшие". И для совместных усложняющихся усилий в этом направлении, безальтернативном для выживания, согласованных действий той или другой этнической группы, прежде всего требовался общепонятный язык общения, обозначающий многое сверх ограниченного привычными естественными потребностями, неизменными из поколения в поколения, стимулами продолжения рода.
Как появлялось на заре человечества невиданное до этого на Земле - не только рукотворное, но и, можно сказать, мыслетворное? Путешествие в прошлое на реальной "машине времени" по Уэллсу невозможно в принципе - причинно-следственная связь неразрывна с необратимым вектором времени; и вроде бы документально зафиксированные случаи фантомных перебросов в будущее даже материальных объектов, по крайней мере, теоретически не противоречат вышеуказанному принципу. Но если сохраняется материальное - атомы и пирамиды в Египте, останки динозавров и Луна, Млечный путь и Стена плача в Иерусалиме, и отчасти связанная с этим энергетика - в разумении вплоть до непостижимого и ощущаемая экстрасенсами; и если те же экстрасенсы, настоящие, способны черпать информацию из этого наличного материально-энергетического, то подтверждается и моя убежденность, не раз высказываемая в опусах, о том, что сохранение информации, абсолютное, наравне и несомненно принятом наукой законе сохранения в мире материи-энергии - в совокупности.
На основании, заимствуя термин из юридической практики, косвенных данных, добытых учёными, мы сегодня с достаточной степенью достоверности можем судить о том, как, скажем, рождаются звёзды, образуются атомы и молекулы; принимать гипотезу "большого взрыва", в результате которого возникла вся вселенная, или молекула ДНК трансформируется в живое существо. Не нуждающаяся ни в каких доказательствах вера отражает в душе описываемое в Священных книгах или рисует идеальный образ любимой, любимого, а то и эстрадного или политического кумира. Жанр моего интеллектуального дневника - своего рода гибрид установленного в наш век наукой и как-то понятого мной; и рассуждений в большей или меньшей степени с этим связанных, или и с моим сугубо личным. Эдакий вольный полёт мысли - в заоблачные выси или с аварийными приземлениями.
Исторические романы, жизнеописания замечательных личностей всех эпох, посвященные тому же театральные постановки, кинофильмы предлагают свои версии былого, не всегда можно установить, насколько, что называется, так оно и было в самом деле. Можно представить близкие к эпизодам минувших веков картины в пробудившейся прапамяти, в подсознании, в сновидениях, в том, что из души или по доносимому из Окина - в моих опусах аббревиатура: Океан информации, содержащий абсолютно всю, возможно, различной концентрации в пространстве и во времени. Вот мне бы привиделось подобное из жизни какого-либо самого первобытного человеческого племени, вроде читанной в детстве книги Рони-старшего "Борьба за огонь", но - о моменте, одного из великого множества - рождения языков человеческих.
И я - этому свидетель - сколько тысяч, десятков, сотен тысяч лет назад? Я не знаю, сколько мне лет, это неважно, главное - рядом все мои родные; я просыпаюсь - ещё темно и страшно, а накануне когда темнело, голодные малыши кричали, и мне очень хотелось есть, но я уже знал - лучше молча ждать, и стать таким, как те, что с копьями ушли в лес на охоту. И когда в тёмное время в укрытие врывается тёмный холод, мы все, большие и маленькие, жмёмся друг к другу, и хоть женщины не спали, некоторые в эту ночь и подбрасывали сухие ветки в живой огонь, - тепла недоставало. Зато как хорошо было - мы насытились перед сном, когда вернулись охотники с добычей, и на том же костре мясо становилось таким вкусным. Всё это было в моих мыслях, и так хотелось поделиться этим с той очень милой женщиной, которая, я знаю, меня родила, и наверное кого-то из наших до меня, и я видел, как из неё вышел совсем маленький и она кормила его грудью, но я не знал - как это передать моё, и только улыбался, когда она на меня глядела.
Я проснулся, дрожа от холода, и смотрел туда, откуда выкатывался огненный шар, от которого вокруг теплело и теплело, и пробудившийся охотник вдруг что-то произнёс, совсем не так, как просто кричат, когда подкрадывается хищник, или воют от боли, или урчат, сплетаясь, мужчина и женщина, но - вытянув руку по направлению к восходящему светилу, назвал его по-своему, и мне послышалось: солнце... И я попытался повторить, и не сразу, но через ряд таких появлений огненного шара после сна в темноте, и во сне мне казалось, что это удалось - повторить услышанное впервые, и не только мне, но постепенно и тем, с которыми жили воедино. А однажды, когда ушёл под землю огненный шар, о котором я мог напоминать другим, и когда его не стало, выкатился светлый шар, глядя на который, воют волки, и у меня нечаянно вырвалось: Луна... и я повторял, указывая на светлый шар, и те, что были рядом, силились повторить, и радовались, когда получалось...
Вероятно, описанное выше, нечто условно воображаемое; и процесс рождения языков многократно сложнее и не моделируется по науке аналогично образованию атома или звезды в космосе, но то, что за тысячелетия в мире возникли сотни языков, в чём-то родственных и обособившихся, с заимствования из других языков или изолированно-уникальные - факт и неотъемлемый элемент того совершенства, которое несмотря ни на что, достигло человечество. Если языки внутривидового общения "братьев меньших" в их генетических программах обеспечивали необходимое взаимодействие особей для оптимального решения сверхзадачи - продолжение рода, то переход от самых первобытных гомо к гомо сапиенс совершался уже благодаря таким языкам, что вели к совершенству по-человечески, и в материальном, и не в материальном воплощаемом.
Нас поражает созданное языками природы в чудовищно-безграничной вселенной, - у того, что хотя бы смутно представляет себе масштабы этого населенного космоса. И как должное, почти обыденное, разве что за исключением невиданно экзотического, принимаем закрепленное языками физики, химии - если по человеческим обозначениям - геологии, минералогии, кристаллографии на планетах солнечной системы, и по лишь смутно постижимому языку эволюции живого - во всём многообразии сотен тысяч видов растений и животных, начиная с микроскопических. И животно-потребительское сдерживает во многих душах восторженное преклонение перед сотворенным языками человеческими.
В одном из опусов я полусерьёзно подкинул гипотезу, что называется, за гранью фантастики: и законы природы возникли не сразу, а - то ли, как говорится, по ходу действия - после возможного "большого взрыва" формировались их "языки" и отметались не приводящие к воплощению того, что мы именуем действительностью; или, если бы я был не атеистом и даже не теистом, то представлял бы Бога как творца изначала чёткого свода законов, такой себе всеобъемлющей конституции, по которой всё в мире способно существовать и развиваться, и язык этой конституции доступен и понятен - от тех, что наготове к воплощению, пребывая, как говорилось, в зазеркальном условном вакууме до людей во всём их многообразии и творчестве; а уж последующие "дни творенья" без вмешательства Творца, Всевышнего, хотя - кто знает, а может иногда позволяет себе - и это полушутя, но - как раскручивалось - и во всей вселенной, и на Земле нашей - соответственно выработанным языкам совершенства - само собой, или по терминологии советской эпохи - это уже "дело техники"...
Опять же - если по настоятельным рекомендациям языков природы образовывались всего несколько десятков разных элементов атомов, и звезды в общем гораздо больше "похожи друг на друга", чем счастливые семьи по Льву Толстому, и даже планеты со спутниками - не дальние родственники, - то язык эволюции живого едва сжато отражается в семи томах "Жизни растений" и стольких же "Жизни животных" в моей домашней библиотеке, и десятках, если не сотнях книг, в которых о тюльпанах, хлопке или волках и овцах порознь рассказывается подробно. Ну, а о том, что создано на языках человеческих смею высказываться лишь совсем сжато, как бы резюмируя предыдущие тезисы. Начну с заголовка опуса "Языки совершенства" - какие же совершенства достигнуты человеческим языком, вернее человеческими языками?
Прежде всего, языками не только в основном, буквальном смысле, теми, на которых рождались пословицы и мифы, священные книги и эпосы, сонеты и романы, философские трактаты и научные теории. В последний включались символы математики, физики, химии вообще абстрактные понятия в языках на каком-то этапе углубления "сапиенс" у тех или других народов, чудится мне, сопоставимо с языком гравитации в её всеохватности и локальных проявлениях. И подобно гравитации человеческие языки своё действие могли осуществлять и не при непосредственных контактах между людьми, преодолевая пространство и время. Но и языки непосредственно общения далеко ушли по много значительности от того, что демонстрируют одновидовые "братья меньшие", - и не будучи внимательными натуралистами, наблюдаем как ведут себя при встречах на прогулках собаки, кошки - кроме оттенков лая, визга, мяуканья, шипения, - характерные позы настороженности, агрессивности, готовности к покорности или соитию - и только.
В опусе "Апология Мишеля Монтеня" я цитировал замечательно описанное философом многообразие жестикуляции, и как много может выразить этот язык жестов. А мимика! И непонятный по своей природе, не поддающийся строгому научному разъяснению язык взглядов, чему также посвятил страницы опусов со ссылками на литературу, да и на то, с чем каждый сталкивается повседневно даже в мимолётном обмене взглядами с прохожими или в общественном транспорте. Не стану здесь повторяться - достаточно подчеркнуть - такого совершенства достиг и этот, не поддающийся искажению контролирующим разумом, язык, выдающий зачастую сокровенное. Столь же условен и приблизителен перевод языка пантомимы, танца на язык в буквальном смысле - от характерных народных до классического балета, заметим - подобно словам и словосочетаниям по законам грамматики, и в танцах неизменные телодвижения, композиции - язык душой воспринимаемый так же, как мимика и взгляд непосредственно, без осмысления разумом.
На очереди - сходный с этим язык музыки. И - языки искусства - живописи, скульптуры, архитектуры, театра, кино. И во всём этом хорошо бы разобраться с позиций человеческой эволюции с акцентом на языки совершенства. По критериям совершенства, жизнестойкости существования во времени совершенны атомы водорода и свинца, молекулы воды и индиго, кристаллы горного хрусталя и асбеста, холерный вибрион и амёба, каждый из тысяч видов муравьев или десятка обезьян. Трудно судить, насколько совершенны древнейшие орудия труда - лук как орудие охоты, соха земледельца, веретено - ещё два века назад "... или дремлешь под жужжанье своего веретена". Совершенны для своей эпохи, и место им теперь лишь в музеях. Но то, что создавалось вне сугубо утилитарного - с высоты сегодня можем судить о совершенстве такого?
Если мы соглашаемся с тем, что совершенства молекулы воды превосходит входящие в нее атомы водорода и кислорода, и что амёба совершеннее вирусов, а муравей амебы и соответственно обезьяна муравья, не говоря уже о том, что и самый-самый забулдыга не усомнится в том, что совершеннее шимпанзе или макаки. Тут уровень совершенства, можно сказать, монадный, и, не злоупотребляя расширенной аргументацией, призываю, поразмышляв, признать, что тот же муравей - не берусь утверждать насколько или во сколько раз превосходит компьютер последнего поколения, хотя возможно, и относительно образованному гражданину сие покажется нонсенсом. Однако, если всё ясно с лестницей эволюции живого на планете, когда новая геологическая эра, неторопливый ход времени, тысячи, миллионы лет, как говорится, туда-сюда - возникали когда открылась суша, осваивающие её просторы, штрихами - позвоночные, травоядные, плотоядные, и - вплоть до появления гомо; если аналогично прослеживается, как говорилось выше, совершенствования в области техники, то можно ли это экстраполировать и на языки культуры?
Ни за что! "Одиссея", Библия, изречения JIao-Цзе; Лаокоон в мраморе, фрески египетских пирамид, древнейшие храмы Восточной Азии; украшения, найденные там, где обитали скифы или существовали государства Южной Америки... можно продолжать и продолжать. Но если всё это и впрямь - совершенное и нетленное, то отчего, может быть, большинству и нынешних современников язык такого совершенства представляется совсем архаичным, как, допустим, для меня летопись на старославянском? Вырвалось выше "большинство" - не отношу ли я себя к некому элитарному меньшинству интеллектуальных гурманов? Нет, заурядный гражданин прошлого века, и дома у меня попадающее сюда, начиная с послевоенного времени, с середины века - книги, грампластинки, альбомы репродукций из разных музеев. С удовольствием перечитываю древнекитайскую поэзию, Пушкина, Бунина, Пастернака; ставлю пластинки – Баха - особенно, Шуберта, Прокофьева, вглядываюсь в Рембрандта, Босха, Сезанна... приведенные имена, первые пришедшие на ум, но - не знаю, как для кого - для меня всё это и ещё многое, независимо от того, когда родилось - совершенное.
Но ведь по-разному совершенное, конечно, не в том смысле, что чем ближе к нашему времени, тем совершеннее, бывает наоборот, и ещё как бывает, но - в эволюции человечества, по моему убеждению, как и эволюция живого, целенаправленной - не "борьбой за существование", а неведомым виталистическим языком, что в генетический код гомо подбрасывает "искры Божьи" творческого запала. И творческий язык - верней ли - совершенствуется или обновляется. Собственно, в основном, те же слова в языке, те же краски и холст для картин, мрамор и бронза скульптур, ноты композиторам, музыкальные инструменты и, скажем, сделанная сегодня скрипка вряд ли совершеннее той, что когда-то сотворил Страдивари. То же, впрочем, можно сказать - и в нашем организме ни одного атома, кроме как из таблицы Менделеева, и сердце не совершеннее, чем у обезьяны, а, может, и у белки.
Допуская вместе с тем, что на конкурсе лучших скрипачей мира самому Паганини первое место не обязательно было бы гарантировано. Или игра лицедеев античного театра или театра Шекспира показалась бы нам на уровне самодеятельности в районном доме культуры. Да, невероятно возрос уровень, я бы назвал, исполнительского профессионализма, о чём детальней в опусе "Призвание и профессия". Но что при этом с призванием гения, язык которого совершенен на новом витке эволюции гомо, гомо сапиенс - по вроде бы растянувшейся во времени вопреки завершаемому в стремительно сжатые сроки, хотя кто знает - при смене скольких поколений - формированию с окончательной точкой новых видов, восходящих по степеням эволюции. И появление творческих личностей с нисходящей от гениев - скрытая стратегия эволюции по отношению к гомо, её тайными языками отдаваемые указания; или востребованность того или другого человеческого сообщества - постигать мир по-новому, или и то, и другое, той же эволюционной направляющей стимулируемое?
И в смысле открытия для людей в окружающем и вообще в мире того, что скрывалось за пеленой незнания, сорванной великими творцами, - в этом смысле уровень открываемого совершеннее прежнего. В сфере науки ясно, чем совершеннее гелиоцентрическая Коперника геоцентрической Птоломея, и теория относительности Эйнштейна совершеннее по приближению к настоящему миропорядку, чем открытое Ньютоном; надо ли доказывать, как далеко ушла физика или биология от того, что было известно и понятно всего лишь век-другой. Выше признавался, что обожаю Иоганна Себастьяна Баха, но уже другой мир открывает Бетховен, и до чего мой XX век созвучен Шостаковичу, Прокофьеву. Недосягаемо совершенство Пушкина, по-разному совершенны Тургенев, Лесков, но сокровенное в человеке открывает всё-таки Лев Толстой; и как музыка проникает в душу беспрепятственно, так и сотворенное Чеховым, Пастернаком, попутно ненавязчиво насыщая разум.
Однако эта человеческая востребованность в новое время, сдаётся мне, проявляется обратной связью с творческим потенциалом более или мене одаренных личностей, двояко. Всё поднимается планка совершенства исполнительского - высочайший профессионализм музыканта, артиста, подразумевается и прекрасный пол, спортсмена, конструктора, учёного, каждого из них, вероятно, в достаточно локальном, узком направлении своих способностей и усилий. И плоды такого профессионального совершенства налицо, тем более, конкуренция отбирает лучших претендентов. К тому же это обеспечивает материальное благополучие, моральную удовлетворенность - престижность, известность и всё сопутствующее.
Мы вспоминали называемый так первичный океан, когда много миллионов лет назад вода залила всю земную поверхность, и в этой стихии - великолепном растворителе - пишу для себя в своём интеллектуальном дневнике, и отчего бы не вспомнить свой сценарий учебного фильма "Растворы" - ой, какая это удивительная субстанция – где, кажется, не должно быть ничего такого хитромудрого... А в том первичном океане соединялись и распадались мириады атомов, молекул, иные оказывались жизнестойкими, да ещё обнаруживали новые свойства и возможности, в том числе редупликации, самоповторения, отсюда уж до зарождения жизни, существующей эстафетой поколений - рукой подать.
И подобный информационный океан всего, что сохранилось в человечестве за минувшие несколько тысячелетий - сделался доступен каждому - черпай из него что пожелаешь, и комбинируй по-своему и по-новому. И тут ещё одна аналогия - с нестабильными изотопами, с такими, что обречены на распад, уход в небытие – не как полноценные атомы - при широчайшем диапазоне установленного периода полураспада. Полагаю, в науке, добываемые и крупицы истины, открывающейся в бесконечно сложной картине мира - не пропадают, хотя отсеивается легковесное. А вот в литературе современной, искусстве - набившие руку, да, талантливые профессионалы - иной раз не без того, чтобы потрафить публике, ошеломить чем-то эпотажным - разве что к концу века наши потомки смогут судить - по действительной степени или уровню совершенства - сколько продержались те или другие "культурные изотопы", а может, какие-то и пополнят сокровищницу, в которой открыт вход для тех, чьим душам доступны языки совершенства.
Май 2012 г.