ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МЫСЛЕОБРАЗОВ

Может быть, оттого, что при работе над сценариями нескольких учебных фильмов мне пришлось углубиться в периодическую таблицу элементов, но едва ли не каждый из них, как я уже ранее вскользь замечал, стал для меня, в моём сознании, примерно таким же, как мои знакомые, одноклассники, однокурсники, сослуживцы, студенты техникума, где одно время преподавал. Какие-то из этих элементов воспринимались, что называется, во плоти - алюминий, свинец, медь, золото, ртуть, йод, титан; углерод в разных ипостасях - сажи, графита, алмаза; иные в соединениях, подобно семейным парам - аш два о, натрий хлор; но мыслеобразы также заключали в себе имена - по-русски, на латыни, их узаконенные символы. Наверное, что-то по отношению к этим неодушевленным произведениям природы было сродни взглядам на то же у средневековых алхимиков.

Должно быть, и у любого человека свой комплекс, может, лучше сказать, мир мыслеобразов, в значительной степени определяющий его отношение, верней, его взаимоотношения с действительностью. Вероятно, иные из них - своего рода архетипы по Юнгу - например, как мне сдаётся, мыслеобраз устрашающий - змеи, застрявший более в сознании, генетически донесенным, у женщин из опыта столь отдаленных предков, как приматы. Возможно, то же неосознанно таится в нас - в большей или меньшей степени относительно, скажем: Луны, Солнца, воды, разных животных... Но гораздо более явственны закрепленные поколениями мыслеформы этические, национальные. Скажем, за письменностью - буквосочетаниями алфавита в формировании слов или иероглифическими обозначениями понятий стоит гораздо больше в мировосприятии, будем считать, людей Запада и Востока, чем при формально-лингвистическом подходе.

Тем более отштампованное наследственно или воспитанием в соответствующем окружении - материальной культурой, образом жизни, традиционной или в силу внутренних и внешних обстоятельств религией, тем или другим её направлением; круга своих и лагеря чужих, врагов - определяют жизненные устремления. Интересно в этом ключе рассмотреть взаимоотношения полов по мере развития гомо сапиенс, отдельных этнических ветвей. Если для всего живого безусловный приоритет - обеспечение наиболее жизнестойкого потомства, и этим, в основном, обусловлены именно особенности взаимоотношения полов у каждого вида, то каким образом этому способствует возникший лишь в человечестве эстетический выбор - в широком смысле - от сверхтучных ягодиц у представительниц прекрасного пола, как основа привлекательности, кажется, у готтентотов, лица, телосложения для нас, до уже не эстетическое - интеллект, оригинальность личности - такие мужчины для определенного склада женских натур явно предпочтительны; как и характер личности для всех. Правда, если выбор партнёра зависит от его общественного положения, потенциального обеспечения благополучия наследников, то эдакое восходит прямо к аналогичному в иерархических сообществах высших животных; как в одном из моих опусов - на примере павианов.

Вряд ли в душе каждого таится врожденный что ли идеал, так сказать, возлюбленных, спутницы или спутника жизни, во всяком случае в относительно расширенном диапазоне, но - с достаточным разбросом шансов в принципе - такая-то такому-то или наоборот - понравится - возможно или категорически нет. Нельзя не отметить, может быть, в новое время особенно, - роль, можно сказать, "кумирного" фактора - магический мыслеобраз знаменитости. Хотелось бы остановиться и на таком аспекте того, что обобщенно именуется любовью, как платоническая восторженность, тем паче - в моей судьбе. Друзья Данте оставили описание весьма заурядной бабенки по имени Беатриче - ну и что? И "вавилонская блудница" осталась для нас "гением чистой красоты"; и когда "паладины мчались, именуя дам" то вроде бы во имя пламенной любви и восхищения совершая подвиги, в реальной жизни возможно вели себя с этими дамами бесцеремонно, в отличие от совершенно отрешенного от плотского "рыцаря бедного".

Начиная со старших классов школы я периодически влюблялся, в основном платонически - образец одной такой влюбленности на страницах сайта - перепечатка записей в тетради, Ей посвященных. Похоже я избегал объяснений с объектами влюбленности, и при случайных встречах вел себя крайне неуклюже. Думаю, подсознательно не хотел любого рода встреч, оставляя это мечтам, и в дальнейшем, как теперь понимаю, всячески сопротивлялся внутренне постельной близости, разве что инициатива со стороны девиц и дам не оставляла путей к отступлению, и роман такой продолжался обычно при существенной раздвоенности между её настоящей сущностью пускай достаточно положительной, и - тем же мыслеобразом в моей душе. И одно решительное исключение из этого -моя жена, Саша - и нынче, через сорок пять лет - влюблен, наверное, безоговорочно и глубоко - идеал с годами сделался ещё рельефней в моей душе.

Вероятно, и в дочеловеческом живом мире для соответствующей реакции на проживание в своей экологической нише в координационной системе органов чувств развивались необходимые и достаточные для существования данного вида своего рода мыслеформы, обеспечивающие нужную реакцию в различных обстоятельствах - поисках пищи, добычи, в устройстве места обитания, в распознавании потенциальной опасности, в общении с сородичами. Но монадно-эволюционная управляющая и направляющая - не могу подобрать иного обозначения, чем давнеупотребильное "сила" - для вида гомо трансформировала характер мыслеформ, служащих становлению этого вида, так же как осуществлялось с мыслеформами, допустим, "братьев меньших". Могу высказать догадку, что в большей или меньшей степени человеческие мыслеобразы формировались в сознании посредством сновидений. Пойду дальше в последовательно дерзких предположениях - в состоянии сна - своеобразного скрытого вдохновения - свободней воспринималась информация с той же монадно-эволюционной целенаправленностью - из Окина.

По тому же эволюционному принципу, применительно к гомо, скорее - к гомо сапиенс, - у отдельных индивидов, может быть, с момента зачатия и предрасполагающих неуловимых (пока?) генетических особенностей - возникали способности сотворения мыслеобразов и не обязательных для животной борьбы за существование, естественной, но для проецирования своего "я" на будущее - повороты собственной судьбы и судеб окружающих - от круга родных до тысяч и тысяч современников и потомков. Не отсюда ли такая избыточность "третьеспирального" - всё нарастающая? Это при возможности создавать, можно сказать, абстрагированные мыслеформы - от пословиц до дебрей высшей математики. Думается нет принципиальной разницы между тем, как моделировала Наташа Ростова образы некоторых знакомых и, предположим, химик-органик - молекулу индиго. И творческие натуры, как уже говорилось, по-разному воплощают в жизнь свои мыслеформы. Причём адекватность рождаемых мыслеформ тому, что можно считать действительностью, весьма относительна. Вот мы смотрим на сцену, на экран, и воспринимаем действующих лиц такими, какими представляют их актеры, в меру таланта - совершенно убедительно.

И так же убедительны - Дон Жуан, Гамлет, Фауст. Евгений Онегин, Анна Каренина; надеюсь избегну упрёка в кощунстве - для верующего христианина - Иисус и Иуда, для мусульманина Магомет, понятно кто -для исповедующего буддизм, - так же, как олимпийские небожители для эллина. Меня очаровывают: поэзия Пушкина, стихотворения китайских поэтов давно минувших веков, поздний Пастернак; полотна Шишкина, Левитана, Поленова; партиты Баха, сонаты Бетховена, концерты Прокофьева - наугад - для меня несомненное, как и, конечно, многое другое, о чём на многих страницах моего сайта. Сознаю, что всё содержание того, что там запечатлено - отраженные в моей душе вариации на темы множества мыслеформ, запавших в мою память, в сознание, в воображение - уж не знаю, насколько большая или существеннейшая часть моего уходящего "я". Но, как и миллионы других "я", оставляющего свой след прожитого.

Было бы необычайно интересно, занимательно, поучительно проследить, понять, проанализировать, как в судьбах людей сочетаются индивидуальные генетические программы и то, что из всеобщего "третьеспирального" в виде направляющих мыслеформ проецируется на отдельную личность и определяет ее сущность. Современная генетика в общих чертах проясняет, как наследуется родительское, прародительское, этническое; и замысловатые комбинации воплощаются в сложные характеры, особенные таланты, влияющие, в конечном счёте, на перипетии собственной жизни, и кладущие более или менее значительный отпечаток на бытие ближних или дальних, современников и потомков. О возникновении исходных индивидуальных "третьеспиральных" мыслеформ шла речь в том опусе, где три категории условно именуемые "мифами", формируют, так сказать, личные духовные сигмонады, в которых, как и в сигмонадах материальных, широк диапазон значения и воздействия каждой составляющей, сколь бы ничтожной таковая не представлялась.

Мыслеформы в сознании и подсознании не столько вполне адекватно отражают действительность, сколько координируют с ней предназначение данного субъекта, как, впрочем, и на генетическом уровне существ дочеловеческих. И непредсказуемая вариантность такого многомерного калейдоскопа личностного сознания, мировосприятия чревата: и откровениями, свершениями в сферах "третьеспирального", и трагической несовместимостью, разрушительной для духовной сигмонады личности или резонирующей в большей или меньшей степени на доступное этому, прежде всего творческому воздействию индивидов и сообществ. И, конечно, остаётся весьма неясной, полагаю, не только для меня, эволюционно-монадная роль Окина в этом глобальном процессе существования человечества.

Апрель 2009 года.

Дизайн: Алексей Ветринский