СКВОЗЬ СОН

 

Подзаголовок главной составляющей моего, как я условно обозначил по жанру - интеллектуального дневника - "сквозь сон", - небезоснователен. Может быть, нелишне подробней расшифровать - что под этим подразумевается, и канвой соответствующей концепции пусть будет высвечиваемое на многих предыдущих страницах написанного мною. Эта ипостась жизни - и вообще таковой, и - каждого из нас, по-моему, лучше всего выявляется как то, что издревле именуется провидением. Как и многократно прежде - для прояснения этого понятия обращаюсь к словарю Даля. "Провидеть - предвидеть, видеть и знать наперед, по соображению, по догадкам или видеть в духе, в ясновиденье или силою высшею всеведеньем прозревать, проразумевать, проникать в сокрытое, тайное, будущее".

Пример, вроде бы частично исключающий предшествующее, впрочем, лишь как частное мнение: "Человеку провиденья не дано". Прокомментировать пояснения глагола "провидеть" в "Толковом словаре" по-современному можно таким образом: вариант предвиденья на основе достаточной информированности и аналитического подхода - своего рода алгоритмической компьютерной обработки и - возможность интуитивного, наукой трудно объяснимого феномена. "Провидение, - промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управление миром, вселенною, людьми и всею природою" (может, проще было бы - вселенной в целом и в частностях).

Даль прибавляет весьма знаменательное: "Одна из труднейших задач - это согласование провидения со свободной волей человека". Не мне судить, насколько логически или диалектически верно эта "труднейшая задача" разрешается в предлагаемом мной понимании свободной воли не как абстрактного и безусловного, и не только человека, и насколько каждого… Сознание наше не приемлет презумпции абсолютного детерминизма, и, наверное, даже самые убежденные фаталисты вряд ли согласятся с тем, что и эти строки я написал потому, что в этот момент захотелось так изложить пришедшее в голову, и, тем более, возможный читатель так же в любой момент волен отбросить к чёрту мою писанину или, допустим, кинется её опровергать. О том, существует ли грань между поворотами и ситуациями судьбоносными, и - такими мелочами, как, скажем - с какой ноги встать поутру, и позавтракать ли кофе или чаем на закуску, примеры такого рода неисчислимы, и об отсутствии принципиальном такой грани в полностью детерминизированном мире, и микромире - по мнению Эйнштейна - я уже писал, не стану повторяться, вопреки упорному неприятию этого ни с позиций здравого смысла, ни даже опытными гадалками… А подробней о ходе моих доказательных рассуждений - см. написанное ранее.

Впрочем, подумалось - а вдруг потенциальный читатель не станет утруждать себя возвратом к нечитанному или бегло читанному, да и повтор может быть не буквальным, и в этом я не оригинален: начиная от основателей религий и продолжателей, толкователей завещанного, и кончая проповедниками, а порой и учёными - дабы "имеющий уши да слышал" и не только слышал, но и по возможности глубоко воспринял душой, - неоднократно повторялись, пускай с вариациями. Собственно, та же цель творящего в литературе, искусстве, опосредованно в науке - подсознательно как "самоотдача" и в силу его таланта в большей степени подсознательно, с удовольствием - и при осознании научного открытия - воспринимаемого теми, кому в большей или меньшей степени такое восприятие, впитывание непосредственно - не найду иного слова - душой.

Вересаев, составитель обстоятельного двухтомника "Пушкин в жизни" - в общем, жизнь заурядная - той эпохи, того сословия - грубо говоря, весьма безнравственная, всё так, но за всем этим - Пушкин. И в своей работе "В двух планах" тот же автор пробует объяснить эту действительную или мнимую парадоксальность. Вересаев цитирует Владимира Соловьева: "Возвращаясь к жизни, Пушкин сейчас же переставал верить в пережитое озарение. Те видения и чувства, которые возникали в нём по поводу известных лиц или событий и составляли содержание его поэзии, обыкновенно вовсе не связывались с этими лицами и событиями его текущей жизни, и он нисколько не тяготился такою бессвязностью, такою непроходимою пропастью между поэзией и житейскою практикою…" Это высказывание у меня, например, вызывает аналогию с бодрствованием в текущей жизни и сном, сновидениями, связь между тем и другим весьма причудлива и неопределённа. И кажется уместно "сквозь сон" применительно и к чистому творчеству, непревзойденный образец которого тот же Пушкин.

Одно из определений Владимира Соловьева как мыслителя, поэта - мистик, и Вересаев высказывается по-иному - о том же Пушкинском феномене: "Конечно, не откуда-то сверху, не с каких-нибудь мистических высот спускалось на поэта озарение, так высоко поднимавшее его душу над жизнью. Данные для этого озарения лежали в его собственном подсознании. Но в обычное время соответственные настроения переживались Пушкиным как бы в полусне, смутно и недейственно, и только в состоянии вдохновения властно завладевали всею его душою". То есть, если творчество первостепенно, то явь и сон как бы меняются местами, когда "вдохновенье" то же направляемое разумом сновиденье.

Но позвольте, а что сам Пушкин говорит о вдохновении? Из "Египетских ночей": "Однако же он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своём кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастье". И определение: "Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии". Должно быть, читатели альманаха "Северные цветы", те, кого учили доказывать геометрические теоремы, могли иронически отнестись к сопоставлению геометрии с поэзией - разве в этом направлении математики недостаточно логического мышления? Между тем, буквально в те же годы, в России Лобачевский представил свою версию неэвклидовой геометрии, и уже в ХХ веке выяснилось, что именно такая геометрия отвечает действительному положению вещей во вселенной. И сегодня наука оперирует многомерными мирами и необычайно развившимся древом математики благодаря вдохновенному творчеству подвижников науки.

А Пушкинское определение вдохновения можно переформулировать построже и прозаичней: вдохновение для человека творческого - и раскрытие, постижение истинной природы вещей в максимально возможном для него приближении и передаче людям любыми информационными средствами того, что открылось за пеленой неведенья. Если в наш век наука, физиология раскрывает внутренние механизмы организма, проявляющие ощущения жажды, голода, тягу ко сну, половое влечение, то совершенно неясно - что нередко вызывает смену настроения при отсутствии достаточно ясных оснований для этого, не говоря уже о феномене вдохновения. Почему оно вдруг овладевает героем "Египетских ночей", или "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…" - а с какой стати, вроде бы ни с того, ни с сего - "требует", и в обыденной жизни заурядная и порой не слишком нравственная и приятная в общении личность, у которой в душе "искра Божья" - творит чудо искусства, открытия в науке, рождает изумительные мысли и образы?

По Вересаеву этот условный "Апполон" сидит где-то в глубине души - где эта глубина, в подсознании, и ждет своего часа, чтобы разбудить творящего? Отчасти можно согласиться: подсознание, столь активное во сне, и подкрепленное вдохновеньем наяву при наличии таланта у человека проявляет себя в сотворенном. И подсказки, полученные в сновидениях, отмеченные поэтами и учёными тому подтверждение, и отголосок этого - подзаголовок "Ранней ягоды" - "Сквозь сон".

Однако попробуем задаться, на первый взгляд, бессмысленным вопросом: а зачем оно - нет, не - нужно, но так проявляется - и вдохновение как стимулятор творчества, более того - и само творчество? То, что в наш век мы живём, скажем, гораздо полноценней, чем наши далёкие предки всего сотню-другую веков назад, оставляя за скобками проблему удовлетворенности такой жизнью, патетически говоря - счастья личного или всеобщего - не ответ на поставленный вопрос с уточнением - почему так произошло и происходит, опять-таки в каждую эпоху, у каждого этноса по-иному…

Может, с таким же успехом станем вопрошать, а почему и зачем образуются атомы, в бескрайнем космосе возникают звёзды и галактики, формируется наша Солнечная система с планетами и их спутниками, зарождается жизнь на Земле, развиваясь в сотни тысяч видов флоры и фауны? При этом обратим внимание на одну существенную особенность этих процессов: цикличность и пульсацию - это не совсем синонимы. Что такое пульс в нашем организме известно и ребёнку - отражение биения сердца в регулируемой им кровеносной системе; и недаром многоопытные, наученные вековыми традициями, китайские врачи по десяткам едва уловимым особенностям индивидуального пульса судят о недугах пациента. Возможно, это напоминание - своего рода присказка к последующим рассуждениям.

С предельной точностью "пульсируют" распространенные в наше время электронные часы, поскольку это лежит в основе существования атомов, а так же, как установлено, в некоторых молекулярных структурах. С определённой скоростью вращаются звёзды и звездные образования в пределах своей галактики, планеты и их спутники по закрепленным орбитам. Сорок лет назад, в 1967 году были обнаружены во вселенной объекты правомерно названные пульсарами. К этому можно вспомнить мифического Феникса, периодически наново рождающегося из пепла после сгорания; а то и вполне научную гипотезу о погружающейся в небытие и как-то возрождающейся вселенной.

Но если цикличность предполагает определённую стабильность данной монады, сигмонады, то не противоречит ли этому то, что выражается словом "развитие". Может быть по-дилетантски, но я бы рассматривал такую мнимую коллизию, как пример диалектического понимания борьбы и единства противоположностей. Развитие - это реализация возможностей образования стабильной монады, сигмонады, при достижении чего наступает стабильность, отнюдь не исключающая внутреннее циклическое развитие монады, сигмонады в пространстве и во времени. Такое положение характерно, скажем, для атома углерода или молекулы воды, в которых стабильность, лучше сказать, их существование базируется на внутриатомной электронной динамике. Но достаточно сложные монады с абсолютной стабильностью, вечной неизменностью не обладают, возможно, и это - залог потенциального развития, и как для нестабильных атомов, в том числе в заключительной части периодической системы для всех таковых, так и для звёзд в космосе, и для более или менее сложных органических молекул гармонически сочетаются их жизненные циклы и относительная стабильность существования.

И феномен жизни на нашей планете стал возможен благодаря тому, что она, жизнь воспользовалась вариантом, как уже говорилось, эстафеты, пульсации поколений каждого вида в оптимальных условиях той или иной экологической ниши, выверив для каждого вида среднее время жизни особи одного поколения, - от зачатия до умирания, и в течение этой жизни - различные периоды, этапы уже не повторяющихся одинаково проявлений "пульсации". Легко догадаться, что речь идёт тут, например, о цветении, созревании плодов, продолжительности беременности, рубежей вступления потомства в самостоятельную жизнь, длительности сна - для каждого вида свои особенности - в диапазоне разброса от среднего отдельных представителей.

Эволюционные процессы живого на Земле, в общем, подвластны тем же закономерностям развития применительно к возникшей ситуации. В отличие от неизменно повторяющихся ритмов, начиная от субатомных, что воочию демонстрируют и электронные часы и пульсары, и лунные фазы, и предсказуемое вторжение комет в наши окраины, и смена времен года, так вот в отличие от строгой размерности этих явлений, - в развивающихся живых организмах - будь то былинка, вирус, каштан, кукушка, верблюд - дойдем и до нашего брата - ритмы существования, верней, может быть, макроритмы - протекают по-иному, в соответствии с генетической программой для каждого вида.

Это отнюдь не исключает обязательной ритмической периодичности в мире живого: и того же пульса, правда у меня, как говорится, лично, в последние годы таковой то около пятидесяти, то зашкаливает за сто, но, слава Богу, пока не ниже и не выше, и вообще чувствуется. И - начинает цвести земляника, приходит лето, собирай спелые ягоды, а потом "унылая пора, очей очарованье", а там - "бриллианты в свете лунном, бриллианты в небесах, бриллианты на деревьях, бриллианты на снегах". И это пройдет, и снова "ласточка весною в гости к нам летит". И - ночное время сна - ах, в молодости ночные смены на заводе, верней, на заводах, где я работал, особенно под утро; а ведь некоторые зверушки ведут как раз ночной образ жизни.

Вероятно, для наших далёких предков чередование волн морских, стрекотанье цикад, монотонные "ку-ку" или соловьиные трели - сыграли свою роль в танцевальных ритмах, музыке, поэзии - с веками разнообразясь у каждого народа по-своему. Но куда большее влияние на судьбы человечества, отдельных этнических групп и тем паче отдельных личностей оказывает, я бы назвал - эволюционная пульсация. Пока мы весьма неясно представляем себе механизм возникновения новых видов растений и животных, реализации потенциальных возможностей у их предшественников, факторов воздействия на этот процесс. Разве что, как замечал и Чарльз Дарвин, появление, так сказать, подвидов животных при их одомашнивании, селекции сельскохозяйственных культур за не столь уж много тысячелетий или даже веков свидетельствует о сравнительной быстротечности этих метаморфоз - от поколения к поколению, или, как гипотеза - вширь в одном поколении - от, выражаясь современным лексиконом, "продвинутых" особей. Не такая ли эволюционная ритмичность присуща развитию вида гомо, и в ещё большей степени гомо сапиенс? Особенно, если учесть, что центр тяжести переместился на более пластичную, чем физиологическую, сферу психики. И не надо забывать закономерность эволюции живого: при неуклонном и относительно недолгом достижении соответствия образующегося вида, что называется, по всем статьям, - наиболее оптимального воплощения для существования в определённой экологической нише - неизбежно опять-таки быстрое торможение по части ненужного развития этого вида - до тех пор, пока не возникнет шанс для реализации потенциальных возможностей в обновленных внешних условиях - для рождения нового вида, как правило, на более высокой ступени эволюционной лестницы.

Действенны ли эти положения для вида гомо, перешедшего в гомо сапиенс? Вроде бы никакого торможения в развитии человечества не замечается, похоже - наоборот, и несколько последних тысячелетий говорят об этом. Однако, как уже замечалось, если отсутствие в палеонтологии каких-либо промежуточных форм при образовании новых видов не находится, то это можно объяснить несоизмеримостью периодов геологических эпох, в которые эти виды рождались эволюционно, и сравнительной кратостью трансформации считанных поколений переходных метаморфоз. И косвенное подтверждение подобных вариантов - сникание древних цивилизаций, и археологическая скудость доказательств их существования, а также многовековые периоды застоя некоторых этносов, малых народностей в отрыве от цивилизации.

Будем исходить из того, что становление, развитие гомо сапиенс не завершено, продолжается - с акцентом на создаваемую им же собственную - условно говоря - экологическую нишу, благоприятствующее для полноценного существования окружения. И такой эволюционный процесс характеризуется выявлением возможностей индивидов, которые могут, распространившись на популяцию, данное сообщество - улучшить её шансы в борьбе за существование. Если в общих чертах мы уже знаем, каким образом формируется индивидуальный генетический код, то о том, какие неуловимые сочетания молекул, микроситуация влияет на индивидуальные особенности особи, личности похоже даже не догадываемся. Разве что пока прогнозируются некоторые наследственные болезни.

И особую роль в эволюционном процессе живого, одушевленного, на мой взгляд, играет феномен, который условно можно обозначить, как "творческий паразитизм", если под расширенным понятием "паразитизм" понимать использование уже готовых к потреблению компонентов, неотъемлемо необходимых для оптимальной жизнедеятельности. Ещё в "первичном бульоне" на поверхности планеты самые ранние живые, способные к размножению организмы выуживали, научились этому - и нужные для их существования атомы и выборочно образующиеся неорганические и органические молекулы. В свою очередь, с возникновением новых видов планктон сделался для них готовой пищей; и различные виды флоры - для травоядных; последнее - для плотоядных. Наконец, вид гомо включил в свой рацион, поначалу и некоторых насекомых, мелких зверушек, а соответственно вооружившись - и мамонтов, и китов.

Но - не только пищу - и жилища из подручных материалов - камня, дерева, глины, снега; так устраивались и дочеловеческие живые существа в своих раковинах, ульях, норах, берлогах, но никоим образом не иначе каждый вид. Такова же сугубо человеческая функция одежды; а по терминологии специалистов, включающих всё, что меняет облик человека - костюм; и в этом кроме утилитарной задачи, для которой издревле наши предки использовали кожу, шерсть, мех, лён, хлопок, шелк, существенная составляющая отводилась эстетике, начиная с татуировки и раскраски тела, о чём подробней в нашей книге "Почему мы так одеты". Вообще, формы взаимоотношений с окружающей средой - недостижимые для "братьев меньших" в силу недостаточности "сапиенс" - подвластны человеку, например одомашнивание вышеупомянутых, орудия и оружие - для земледелия, охоты, рыболовства, средства транспорта.

А во взаимоотношениях с себе подобными акцент начал смещаться - в борьбе за существование, выживание - на своих: племя, это ещё куда ни шло - по аналогии со своей стаей у животных, однако люди из другого племени, те же люди, но уже не свои, чужие - такой архетип не питает ли и современный национализм? - и - своё потомство, и наконец - я, эгоцентризм реализующихся проще всего в возможностях власти, внутренних - характера, агрессивности, удачных для этого обстоятельств - уже внешних. Единоличная власть вождя, жреца, как бы обеспечивающего благосклонность неких высших сил, управляющих судьбами подданных; можно заметить в скобках, что такое атавистическое представление о личностях, совмещающих это в одном лице, опыт и мудрость которых гарантирует страховку от разного рода неприятностей - царит и доныне в полубессознательном поклонении верховной власти и в должной степени её подручным.

Но - власть над людьми в своём арсенале по-человечески выявила не только унаследование от животных бессознательное подчинение сложившейся иерархии, не только страх наказания, немилости, разных форм остракизма, а то, что выражается словами - поклонение, восхищение, вера, авторитет, уважение, любовь с сопутствующими - ненависть, зависть, коварство, лицемерие. Если по-монадному - максимально-возможное влияние монады, входящей в сигмонаду на возможности - тут не тавтология - структурные преобразования, судьбы на возможности - тут не тавтология - структурные преобразования, судьбы последней. И в сотый раз ключевое у меня слово - возможности, диапазон которых возрастал, но не всегда по параболе.

Лев Троцкий мечтал о мировой революции пролетариата, верил в её осуществление, а возрождению капиталистических тенденций противопоставлял доктрину перманентной революции. Заимствуя это словосочетание, позволю себе представить человеческую историю как перманентную эволюцию. Но чем подкрепляется подобное допущение? О, если были бы, подобно физическим, химическим, отчасти биологическим - установлены законы, по которым происходила эволюция жизни на Земле, и, наверное, ещё более сложные - развития человека, человечества то можно было бы рассуждать конкретнее. Но пока каждый волен выдвигать свои гипотезы, предположения, может быть, модели происходящего в первом приближении.

Об одном историческом феномене уже шла речь - как сходили на нет относительно высокоразвитые цивилизации древности, могучие государственные образования, но отчего такое происходило - нашествия воинственных захватчиков, внутренних конфликтов правящей верхушки, иссякания пассионарности по Льву Гумилёву, стихийных катаклизмов - потопа, наступление пустыни, страшнейшего землетрясения - гибель легендарной Атлантиды - может быть применительно к отдельным историческим эпизодам ответ приближается к однозначному. Если рассматривать эту коллизию как действие закономерностей эволюции живого с торможением на этапе достижения приемлемого для существования вида, да ещё с привлечением условного дьявола, то всё станет на своё место, однако - для локальных этнических или государственных образований. Из этого положения следует, что именно полиэтничность на планете - гарантия, по крайней мере, доныне и на ближайшее, может, лучше сказать, обозримое будущее - того, что вкратце назвается прогрессом.

Симптом учащающегося эволюционного "пульса" - в тенденциях отчуждения смежных поколений, на что жаловались ещё древние, заметим в эпохи культурных и социальных перемен. И то, что можно подверстать под термин "революция" - по сути проявления той же перманентной эволюции в человеческих обществах, причём и в масштабах, не замечаемых историками в традиционном смысле слова, но в последнее время - историками культуры, её направлений, литературы, науки. Но "действующие лица" всех исторических драм, трагедий, комедий - люди - и на главных и второстепенных ролях, и участвующие в массовках, и вопрос: а кто же режиссер или постановщик всех этих действий, включая антракты и снятия с репертуара отжившего своё? Не тот ли самый, что, как в школьных или студенческих драмкружках разыгрывал нехитрые скетчи и этюды, в которых каждый участник старался, как положено, сыграть свою роль?

Не посетуйте за своего рода вариации на темы, уже варьируемые в "Ранней ягоде" и в дальнейших моих писаниях. Но когда десятки участников слаженного действа, именуемых физиками элементарными частицами - 82 протона и столько же нейтронов с привлечением аналогичного количества электронов - но первые концентрируются в ядре свинца, а вторые обречены на вечный кордебалет - то расхожее утверждение, что всё такое происходит естественно - по законам природы, для меня равнозначно утверждению, что, например, Рембрандт писал картины по законам искусства, а Пушкин сочинял стихи по законам поэзии. И если поэт признавал: "И сам, покорный общему закону, переменился я…", то отчего жалоба "… насильно вырываю у музы дремлющей несвязные слова. К звуку звук нейдёт", а всего через год "Болдинская осень" - то объяснение этому - в той же необъяснимой пульсации вдохновенья у отдельной творческой личности, и россыпей "искр Божьих" - от считанных до целых созвездий, как в Европе в эпохи античные, Возрождения и последующие, неравномерно у разных народов.

Нет, это всё - кто меня переубедит? - идёт оттуда же, из Окина, вывело землянику на лесные поляны; и что заставило комариную самку вооружаться острым хоботком, прокалывающим кожу теплокровных, и впрыскивающую капельку жидкости, препятствующей быстрому свёртыванию крови, столь необходимой для продолжения рода комариного? И чуять - вот он движется теплокровный, - в каких школах по борьбе за существование могли научить пракомаров подобному, и, главное, воплощению этого - в строение организма во всех частях и образе жизни? И передавать это потомству.

Влияние всеобщего информационного поля, Окина на живое, одушевленное - отлично от воздействия на неживое, неодушевленное, однако сохраняется принцип реализации возможностей, заложенных в данной монаде - от атома углерода или молекулы целлюлозы, живой клетки - до мыслящих человеческих личностей. Начать, может быть, следует с особых для человека возможностей и восприятия получения и переработки поступающей извне информации. Удовлетворение, удовольствие - не только от сытной, но и вкусной пищи, комфорта - не лишь относительного приемлемого для существования, взаимоотношений полов с возбуждающими обертонами, а и - можно сказать, удовольствия через органы чувств, именно исключительно по-человечески: зрелищ - динамичных и статичных; приятных и будоражащих душу звуковых сочетаний; тактильных ощущений - купания, контакты с любимым существом - младенцем, представителем противоположного пола, а то и с домашним животным, бархатом или шелком; и упомянутые выше вкусовые ощущения, ароматы посредством обоняния…

Любопытство, переходящее в любознательность восходит к проявлению этого в дочеловеческом мире - для жизни надобно знать - что вокруг может быть враждебным, а что полезным. И для наших предков стало небезразличным хотя бы какое-то определённое представление о том, как устроен мир, и от чего зависит их благополучие - понятного и непостижимого, верней непостижимого пока, или мной, но не посвященным. С веками отношение к своей жизни у людей трансформировалось в то, что ублажает психику, воздействует на обнаруженный учёными "центр удовольствия" у приматов. Это и воспринимаемое непосредственно органами чувств, о чём говорилось выше, и благодаря языку, искусству - живописи, танцу, музыке - очарование мифом, сказанием, притчей, рисунком, напевом, жестами, мимикой - привлекательными для чувственного восприятия.

И душа, если позволительно так сказать, человеческих популяций, подобно "душе улья" по Метерлинку, о чём говорилось в "Ранней ягоде" - востребует проявления заложенных в индивидах подспудно - "психоламаркически" если угодно - проявления возможностей, стимулирует это. Может быть, на первых порах образования новых видов появляются своего рода "археоптериксы", которым следует или поскорей превратиться в настоящих птиц - такие виды, в которых всё соответствует оптимальному существованию в определённой экологической нише, или - как вид сгинут вследствие своего несовершенства. Для рода человеческого такое развитие также было естественным и успешным - благодаря "разбросу" индивидов по характерам, интеллекту, и проявлениям "творческого паразитизма", поскольку культурная почва для этого, так сказать, удобрялась предыдущими поколениями.

Может быть, питекантропы были ответвлениями пралюдей, и подобно археоптериксам должны были уступить экологическую нишу более приспосабливающимся конкурентам, и сходные процессы происходили и в последующей истории человечества с отдельными этническими образованиями. Аналогичные явления имеют место и в сфере "третьеспиральной"; как первые пришедшие в голову примеры - вероятно без Сумарокова, Тредиаковского, Дмитриева, стихотворство которых уступает по технике, гладкости, привлечению метафор и эпитетов, пожалуй, любому из многих тысяч нынешних стихотворцев - не было бы Пушкина, Лермонтова, золотого, серебряного - на мой взгляд, и в лучших образцах всего ХХ века - русской поэзии. То же можно сказать о конструкциях автомобилей Х?Х века и разнообразных моделях сегодняшних.

Мне представляется, что буквально в последние два-три века нового времени, начиная с Запада, происходит по нарастающей качественный скачок, я бы назвал абстинентной востребованности и творческой отдачи широчайшего диапазона творческих возможностей в культуре, науке и, пожалуй, всех сферах, затрагивающих большинство граждан Земли. Так же, как налицо повальная грамотность, в негативной по Солженицыну "образованщине" - на уровне чуть повыше; интернетизация - уже в ХХ? веке, вообще информационное половодье. Дошедшее из древнего Рима "Хлеба и зрелищ" - трансформировалось в манящие блюда национальных кухонь - пускай далеко не для всех, но для многих, а уж выбор "зрелищ" - в широком плане - по вкусу каждого потребителя.

И у всего этого - свои истоки, и ретроспективный взгляд - пусть и у меня не впервой - покажет - откуда и такое прорастало. Поначалу, наверное, немало веков воспринималось, так сказать, естественно, то есть по критерию - насколько индивид, реализующий свои способности, вписывается в своё сообщество. У животных распределение ролей диктовалось изначала, как например, в пчелином улье, или иерархически в результате "выяснения отношений", как правило, бескровных или почти таких в схватках самцов. На заре человечества должно быть полуосознанно, но удачно, приемлемо для своих соплеменников, обозначивший словом какой-либо объект или действие; автор наскального рисунка, изобретатель колеса, лука, лодки, облегченного способа разжигания костра, выделки звериной шкуры - воспринимался так же, как опытный или удачливый охотник; храбрый защитник от агрессивных соседей; старик, повествующий о былом - не без выдумки; старуха, искусно сплетающая сети для ловли рыбы; предсказатель погоды - ясной или ненастной; девушка, напевающая что-то завораживающее; подросток, приручивший волчонка…

Востребованность с наступлением того, что называется цивилизацией, зависела и от её уровня, и от этнических предпочтений - данного подвида гомо. Гомер немыслим в Китае времен Конфуция, и Конфуций на славянских землях в те же века; Пифагор у соплеменников библейского Моисея или идея единобожия в Элладе. И не надо доказывать, что гений Пушкина, Бетховена, Эйнштейна или Рембрандта, Лейбница - никак или непроявленным выявился бы за два-три века до того, как они появились на свет. При этом вопросы: почему, тем более, зачем они родились именно в такие годы, и у своего народа, как те же Гомер, Моисей, Конфуций, Сократ - остаются открытыми. Можно снова задаться сходным вопросом: а каким образом, почему и зачем в определённые периоды эволюции живого на планете появились: медведи - бурые в умеренном поясе, в лесах и белые, за полярным кругом - во льдах; слоны близ экватора; белки на верхушках деревьев, обезьяны в тропических джунглях; лягушки близ водоёмов; крысы в человеческих жилищах и закромах; наконец, и сам человек, сооружающий эти жилища и закрома… Стоп: человек - тут, наверное, совсем по-другому? По-другому, но, полагаю, отнюдь не совсем…

Однако нелишне вспомнить, что современники и сограждане не обратили должного внимания на изумительные научно-технические прозрения Леонардо да Винчи; прошли мимо, не оценив по достоинству, пьес Шекспира; не отдали должного творимому Иоганном Себастьяном Бахом; отвергали живопись импрессионистов - примеры можно множить. А в наше время принимают на ура преимущественно свежеиспеченное. И это, - как я уже писал подробнее о том же - характерный симптом нашего времени с пояснением - отчего. Да, если по заезженно-цитируемому из "Мастера и Маргариты" возможна лишь первая свежесть осетрины, наверное, не только для этого деликатеса, но - расширительно - продукция и не материальная, по ярлыку - "духовная" - посредственных эпигонов, и в ней почти отсутствуют свежие, новые мысли, художественные или научные открытия.

Выше говорилось о метафорически творческих "археоптериксах" - первопроходцах в различных областях культуры, науки, но - одно дело детский лепет в буквальном смысле, с надеждой со зрелостью трансформирующийся в достойное внимания и не одних лишь приятелей, современников, то старческий "детский лепет" - совсем другое дело, и возможно мои писания последних лет - из той же оперы. Но кто вправе абсолютно беспристрастно судить - какой пробы - по аналогии с золотом - ещё Архимед в буквальном смысле устанавливал это - но в сфере духовного, лучше, по-моему "третьеспирального" - общепринято - лучший судья - время, к сожалению, спустя годы, порой многие годы после того, как творец покинул этот бренный мир... Спрос рождает предложение, предложение навязывает спрос, "покупатель всегда прав", и это право судить по принципу "а мне нравится", или "не нравится мне", как у тех, кого Чехов в "Дуэли" обозвал макаками. Между прочим, в "Даме с собачкой", в ответ на исповедальные слова Гурова его сотрапезник, мысли которого были вовсе о другом, заметил, что за обедом была "осетрина с душком", тем не менее, проглатывал.

И всё же могут найтись ценители и нового, необычного, что по достоинству отнесутся к тому, что публика либо отвергает, либо принимает бездумно и не вникая, только лишь как новомодное, да ещё порой эпатирующее. В сфере материальной находятся, не побоюсь сказать по-своему талантливые специалисты - дегустаторы вин; ювелиры, оценивающие самоцветы; искусствоведы, определяющие подлинность живописных полотен; археологи, устанавливающие век и этническую принадлежность предметов материальной культуры. Говоря о Пушкине, его произведениях, Гоголь сравнивал гурманов, понимающих толк и отдающих должное особенно деликатесным шедеврам кулинарного искусства с теми, кто может как следует глубоко понять и оценить и вершины Пушкинской лирики.

Со всей откровенностью признаюсь, что моё "гурманство"" вероятно, находится сравнительно на невысоком уровне - безусловно, по отношению к кушаньям, напиткам, костюму - в последнем я скорее "теоретик", но и при взглядах на живопись, архитектуру, в музыке - очень люблю так называемую классику - в частности, Иоганна Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Прокофьева, но что касается исполнительского мастерства - допустим, скрипача, артиста, футболиста - разве что интуитивно чувствую, насколько это трогает душу, восхищает. А что говорить о достижениях науки, техники, дизайна, моды.

Но я счастлив, что на протяжении моей долгой жизни - уже перевалило на девятый десяток - тем, что прожил в двадцатом, возможно, переломном для человечества веке - Бог его знает - в лучшую или худшую сторону, и каковы критерии этого "лучшего" и "худшего" - и какие мудрецы могут это определить… Однако вплотную соприкоснулся с - не знаю насколько значительной частью этого века, а заодно и предыдущих. А условное в моих писаниях "третьеспиральное", сугубо человеческого творчества - можно представить и в виде некоей "Вавилонской башни", конечная цель которой, может быть, достичь заоблачных высот Окина и оттуда, подобно телевышке, свободно распространять созданное человечеством во вселенную. Не сочтите это высказанное абстрактной метафорой - для меня, например, это воплощаемое пророчество, о чём я также уже высказывался определённее. И хочется отдать должное - пожалуй, всем строителям той "башни", известным и неизвестным.

Подумалось, что встарь выдающиеся культовые сооружения, храмы строились десятилетиями, а то и веками, но сохранялся изначальный замысел - общий, а то и в деталях. И за период строительства таких шедевров зодчества, наверное, менялось рукотворное окружающее, что в ускоренном темпе наблюдаем в последнее время в мегаполисах и многочисленных относительно крупных городах на всех континентах. По аналогии вырастают подле нетленных шедевров, сотворенных гениями минувших веков, целые кварталы для временного проживания представительства массовой культуры, бесплодно-паразитической науки, особенно гуманитарной сферы, порой своими масштабами заслоняющие жемчужины "третьеспирального", и обреченные на снос - по аналогии с новостройками - через десятилетия, а если о вознесенных текущей модой - в лучшем случае на годы.

В этой символической башне нет лифтов - но, посещая её бесконечные залы, приходится преодолевать лестницы, иные крутые - чтобы погрузиться в очарование подлинного и вечного, по наитию из Окина - я снова о своём. Люди по-настоящему творческие в этом плане сродни артистам с их даром перевоплощения. В жизни - примеров тому множество - хорошо знающие его родные и друзья: он или она - такое вот, вся подноготная, однако при артистическом таланте могут сыграть роль хоть благороднейшего праведника, хоть отменного мерзавца. И не как в традиционном театре Востока, где облачение, маска чётко клеймят актёра, и даже не столь поступкам, сколько всей своей напоказ сущностью - да, ясно, что это за птица, многоплановый образ, как в рассказанном выше понимании Пушкиным Шекспировского Шейлока.

Реализация творческих возможностей, с некоторых пор развития вида гомо как бы бесконтрольная со стороны строгих дочеловеческих закономерностей эволюции; и человечество в целом, и особенно отдельные этнические группы здорово за это поплатились. А возможно гибель древних цивилизаций не прошла даром для поисков менее рискованных вариантов выживания гомо на планете, хотя это ещё под вопросом. И глобальная, в общем-то, почти в буквальном смысле реализации широчайшего диапазона возможностей - также залог хоть какой-то сбалансированности этих нередко противоречивых возможностей, чреватых катастрофическими последствиями.

Нам легко отрешиться от моральных оценок и поставить на одну доску возможность подавления своей властью рабов, крепостных, подчиненных, опираясь на силу; или духовной властью над верующими в то, что этот посредник между управляющими судьбами небожителями, божествами - такими, какими они нам представляются, - может каким-то образом повлиять на их благорасположение; или возможность искусством передать своё душевное состояние, образ мыслей в такой же доходчивой форме - навязать тем самым своё личное, "заразить" этим, как выражено в "Крейцеровой сонате" - по отношению к Бетховену; или у Томаса Манна в "Докторе Фаустусе" - у композитора Леверкюна, мечтавшего своим творчеством изничтожить Бетховена.

Если весь ход эволюции живого, а изначала и неживого - к рождению сигмонад, обладающих большими возможностями и, следовательно, большей свободой - в монадном понимании, привязанной именно к возможностям, - то и для вида гомо в его эволюции эта доминанта также всё возрастала. Известно и говорено - чем и как ограничивается индивидуальная свобода, но с веками неуклонно росло стремление, пусть части индивидов, к свободе личной, насколько это было реально в зависимости от характера, способностей, обстоятельств. И здесь опять же огромный диапазон: от свободы поэтического творчества до свободы по-садистски издеваться над беззащитными; от свободы получения удовольствий разного рода - эротических, или посредством органов слуха, зрения, вкуса, обоняния - до свободы максимально возможного ограничения зависимости от всего подобного.

Известность, слава - в достаточно широких кругах - индикатор достижения такого выражения свободы влияния на более или менее масштабную человеческую сигмонаду. И наш век особенно показателен в этом отношении. Впрочем, в определённом смысле такое не было чуждо и Пифагору, и, если на то пошло - и Герострату. И в наше время, начиная с жажды получения наград, премий - любой ценой, и кончая ухищрениями хоть как-то "засветиться" на телеэкране, попасть в книгу рекордов. Благо почва современности для этого благоприятна как никогда. Но отсюда ли такое обрастание "третьей спирали" вторичным, хотя, может быть, только, как говорится, "кожа да кости" - тоже не дело, и плоть должна быть достаточной. Правда, расползание, чрезмерное "третьеспирального" можно сравнить с патологическим ожирением, удручающим явлением преимущественно в странах Запада.

В этом же ключе - ещё один аспект или аспекты того же проявления возможной степени личной свободы - о свободе творчества уже достаточно сказано - но у граждан без творческих поползновений. Наверное, в художественной литературе, а лучше в кино, на экране можно было бы уловить то, что я наблюдаю - как нарочито раскованно ведут себя порой молодые люди, особенно те, у которых, как говорится, ничего за душой, или пришлые, иноземцы, чужаки в городе - в манерах, даже походке, жаргонных словечках, нецензурщине. Под негласным девизом: да, я волен нарушать законы - божеские и человеческие, даже, невзирая на неотвратимость кары - да, волен: разрушать то, что мне не понравилось, или убрать со своей дороги - кого вздумаю, хоть с его дороги жизни - и ничто меня не связывает, как иного несвободного. Особенно подобное мироощущение при солидарности своей взаимозависимой группировки - подростковой, криминальной, в какой-то мере политической - не дай Бог с уклоном в непримиримый экстремизм.

Другая ипостась иллюзии личной свободы под знаком "зато". Скажем, зато - я адепт веры истинной, да ещё с привкусом эзотеричности; зато я постигаю то, чего вы со своей наукой, эрудицией и логикой ни за что не поймёте, не постигнете… Или - зато я ох, как сексуально раскрепощенная… Зато я дружен, знаком, в кругу таких-то знаменитостей… Зато я не такой, как все, - пускай в самой нелепой экстравагантности…

Впрочем, это ненароком замеченные частности. А всерьез: проблема свободы каждой монады, сигмонады (наверное, любую монаду, в свою очередь, можно рассматривать как сигмонаду, включая и элементарные частицы) - в том комплексе возможностей и степеней свободы, о чём обстоятельней шла речь на страницах "Ранней ягоды" и в дальнейших моих писаниях. С уточнением - в определенных условиях, в конкретной ситуации, особенно для того, что принято относить к живому - в соответствующей экологической нише. Если же несовместимость составляющих сигмонады или неприемлемые условия препятствуют нормальному существованию - условный вездесущий Дьявол тут как тут, и, безусловно, выполняет свою разрушительную миссию. Образование сигмонад непредсказуемо, так же, как их потенциальные свойства - грани свободы рожденного или развивающегося.

И далеко не всегда сигмонады оказываются надолго жизнеспособными, правда, "надолго" - весьма относительно - взять хотя бы нестабильные изотопы, распадающиеся, как установлено, - наполовину - от ничтожных долей секунды - одни, до - миллионов лет - другие. Отмерены те же миллионы лет для существования небесных светил, но непременно с летальным исходом и уходом в небытие даже останков; трудно сказать - сколько видов флоры и фауны сгинули с лица нашей планеты за прошедшие сотни миллионов лет, уже упоминались похороненные цивилизации с их материальными и духовными наработками, не говоря уже о невозвратных потерях такого рода уже в исторический период существования гомо сапиенс.

И на нынешнем этапе, может быть эволюционно настроенный Окин даёт людям шанс раскрытия новых, неведомых доселе возможностей человека - так же, как в своё время - овладения логическим мышлением, начаткам математики, созданию рукотворной экологической ниши - может быть, и более непосредственной связи с Окином, как вероятно в решающие переходные периоды образования новых видов под эгидой монадной эволюции.

Дизайн: Алексей Ветринский