О СОВМЕСТИМОСТИ НАНОВО

Размышления о монадной совместимости для меня привычны, и в предыдущих опусах немало говорится об этом, и должно быть простительно, если и теперь я в чём-то повторюсь. Фундаментальная основа бытия, столь очевидная для нас, что иного и допустить не можем даже мысленно; пространственно-временная несовместимость, то есть пребывание любой монады одновременно в разных координатах пространства, так же как возникновение в определённый момент чего-либо - одного из вчера, другого из завтра в одной точке пространства, начисто исключено. Может быть, определённая автономность такой субстанции, как информация, объясняет кажущееся нарушение этого принципа, например, при некоторых экспериментах в области микромира или чуть ли не документально подтверждаемых видений, так сказать, пришельцев из прошлого, благо из будущего - разве что на страницах не научной фантастики.

Между тем, основополагающий принцип совместимости материальных монад всех уровней сложности, прослеживается, как и неоднократно отмечалось в моих писаниях, - и в закономерностях микромира - структурах изотопов, и в человеческих сообществах - от отдельной семьи до грандиозных империй. Конечно, если в вариантах нестабильных изотопов несовместимость составляющих, как причина их распада, кроется в количественной несбалансированности входящих в атом элементарных частиц, правда, это справедливо лишь для элементов до свинца или висмута включительно, то, скажем, в несовместимости внутрисемейной следует учитывать и возрастные периоды, и различия в жизненных приоритетах, и возникающие непредвиденные ситуации, обстоятельства.

В достаточно сложной системе все составляющие пребывают в диапазоне: от абсолютной совместимости до абсолютной несовместимости, и если некая система хоть как-то существует, то вряд ли отвечает этим крайним позициям. Тем интереснее, а зачастую важнее бывает установить хотя бы в пределах не слишком значительной погрешности - какой в данный момент уровень совместимости монады, сигмонады - внутренний или - с непосредственно окружающим; с возможным анализом - причин такового и тенденций в ту или другую сторону. Не в этом ли, собственно, к примеру, задача лечащего врача - выяснить - в чём недостаточная совместимость пациента с тем, что традиционно называется здоровьем, и предложить меры к возможному сдвигу в сторону такой совместимости. Другое дело - насколько этот процесс необратим в случае болезней практически неизлечимых или для перешедших рубежи старости.

А природа даёт нам изумительные примеры совместимости - в каждом из сотен тысяч видов живых тварей; совместимости максимально возможной в своей экологической нише - во имя продолжения рода, неизменной монады. Идеальна совместимость и всего организма во всех подробностях - повторю - от кончика носа до кончика хвоста; в системах кровообращения, дыхания, пищеварения, органов чувств - всего необходимого и достаточного для поддержания жизни выверено недолгой или долгой - сравнительно, при смене дней и ночей, времен года; и сверх того - оптимальная внутривидовая организация, инстинкты - добывания пищи или избежания различных опасностей. Было бы сугубо упрощенно, чтоб не сказать наивно - в духе вульгарного дарвинизма представлять реализацию возможностей образования нового вида в ходе эволюции как результат или следствие борьбы за существование; за недоказуемостью оставляя в стороне монадологический принцип целесообразной совместимости; базового и вновь приобретаемого - для восхождения на высшую ступень развития, повторю - возрастающих возможностей существования и свободы действий в своей экологической нише.

Таковы предпосылки возникновения на Земле вида гомо, развитие которого вело к существенной трансформации изначальных принципов совместимости, в значительно меньшей степени в физиологии - здесь: прямохождение, отсутствие хвоста, исчезновение большей части густого волосяного покрова на теле, атрофия хватательных возможностей стопы с усилением функциональных способностей кисти руки - всё это шло на пользу дальнейшего развития этого вида и попутно требовало компенсации в плане приспособляемости для выживания - в том числе в меняющихся условиях жизни. Опять же - в ходе эволюции живого, образования видов на более высоких ступенях эволюционной лестницы, - их жизнеутверждение, жизнестойкость подкреплялась более развитой, мобильной, в какой-то степени способной накапливать условные рефлексы, обучаться - психикой, если угодно - интеллектом.

Но - в случае с гомо - всё дело в том, что речь шла уже не только о совместимости с подходящей изначала для проживания поколений экологической нишей, но - шире - о совместимости с разнообразием таких, не всегда достаточно приспособленных для выживания природных зон и в большей или меньшей степени враждебного окружения, грозящего всяческими неприятностями. Когда прямо на земле нет того изобилия плодов для обитающих на верхушках густых деревьев обезьян; и не снабдила природа: когтями, клыками, силой и ловкостью тигра; панцирем черепахи, ядом змеи, грузной мощью слона, обителями абсолютно совместимых между собой тысяч термитов, неприхотливой всеядностью шакала и так далее, но - эволюция к тому времени, несколько десятков, а то и сотен тысяч лет назад подготовила на основе предшествующего - нечто новенькое - способный развиваться мозг - залог поиска совместимости с тем, с чем до того о совместимости не могло быть и речи.

Нет, всё же, эволюционный опыт модификаций подвидов различных живых существ при расселении в - более или менее отличающиеся от прежних - экологические ниши для большей их совместимости, пускай при приспособляемости к новым условиям, опыт этот пригодился и для физиологической коррекции расовых подвидов, этнических особенностей - цвета кожи, разреза глаз, привыкания к доступному в данной местности рациону, отчасти телосложения; может быть, и формы черепа. При всём том такие физиологические особенности не стали настолько глубинными, чтобы хоть как-то воспрепятствовать нормальному, а, возможно, и удачному потомству при смешанных браках. Но этнические различия такого рода лишь отчасти способствовали тому, что, в отличие, наверное, от подавляющего большинства видов флоры и фауны, виду гомо удалось расселиться на пяти континентах, почти от полюса до полюса планеты.

Таким образом - путь человека - с самого начала его появления на свете - преодоление несовместимости. С неблагоприятными климатическими условиями - жилище: пещера, юрта, чум, вигвам, изба; очаг. С проблемой пропитания: охота, скотоводство, земледелие. Несовместимость слабых физических сил с необходимостью обеспечения вышеназванным преодолевается применением орудий труда, средств передвижения с помощью колеса, плота, прирученных домашних животных - осла, верблюда... все эти хрестоматийные примеры, как и предшествующие - иллюстрация торжества принципа совместимости в возникновении и жизнедеятельности многочисленных видов живой, одухотворенной материи. Однако невиданные, невозможные в дочеловеческом развязки несовместимости с окружающим - гомо, а затем гомо сапиенс, именно благодаря осмыслению возможностей такой многосторонней совместимости, - притом в сжатые сравнительно периоды и по нарастающей, - закономерно породили новые формы угрожающей несовместимости, невозможности, которые ставит под сомнение существование рода человеческого в обозримой перспективе.

Если именно совместимость принять критерием взаимоотношений, как между людьми, так и: между каждым из нас и, назовём это - всеобщим, вселенским, - то, думается, у гомо наметились в этом две противоположные тендеции - объединяющие и разъединяющие, Первая - язык каждой этнической группы, замечу - каким-то непостижимым для нас образом, но всё-таки совместимый, как и все особенности данного народа - физиологические и психические, как то, что считается национальным характером - именно с данным народом, как и производные от него - мифы, пословицы, религиозные образы, письменность, и сопутствующее - искусство в разных проявлениях, обычаи и обряды. Единое информационное поле - непременный атрибут любой сигмонады; и в этом плане по-моему следует рассматривать "третьеспиральную" составляющую человеческой эволюции, такого рода межличностные связки - хотя бы в масштабах цельного этнического сообщества.

Так, опять же по-человечески, эволюционно стимулируется творческое начало у тех, в ком возгорается "искра Божья", но и индивидуализированное "я" не всегда удовлетворяется своему, подчиненному общему, положению в локальной сигмонаде; и если соседнее племя, народ представляется агрессивным или непокорным, одним словом, это - чужой, во многом непохожий на "своих" - со всеми вытекающими последствиями из этого, враждебными действиями, и это ещё можно оправдать в рамках межвидовой или между подвидами - "борьбой за существование", то и внутри своей сигмонады иерархия взаимоотношений неестественно искажается несовместимостью, в лучшем случае ограниченной, - между благополучием данной человеческой сигмонады - от семьи, клана, народа до государства, и - запросами каждого индивида.

Отсюда - чисто человеческие страдания, конфликты, войны, омрачающие бытие людей - пускай не всюду и не всегда, однако, как говорилось ранее - разрушительному условному Дьяволу, что чует любую монадную несовместимость и соответственно действует, есть где разгуляться. Почти всё, изложенное в этом опусе, не ново, более или менее подробно такое излагалось в "Ранней ягоде" и в последующем. Повторное напоминание о значении совместимости в существовании и развитии, как вселенной, так и эволюции жизни на Земле, нелишне на подступах к недостаточному в моих прежних размышлениях на эту тему аспектах категории совместимости.

В предыдущих моих писаниях многократно звучало относительно новое, кажется, лишь возникшее в прошлом веке словосочетание - экологическая ниша, попросту говоря, та часть планеты - от небольшого островка до чуть ли не целого континента, где тот или иной вид растений или животных чувствует себя наиболее комфортно, обитает там рядом поколений, если некие обстоятельства не принуждают переселяться в иные края или - в данном ареале численность популяции идёт на убыль. В таком понимании термин "экологическая ниша" в значительной мере приложим и к людям, при этом в новое время для миллионов граждан в этом качестве может выступить: и монашеский скит, и мегаполис, и - в, может быть, недалёком будущем постоянно обитаемая космическая станция.

Но живое существо в какой-либо зоне обитания так или иначе связано, в большей или меньшей степени совместимо - только со всей находящейся здесь флорой и фауной, начиная от микроорганизмов, но - и с местным климатом, солнечными и лунными ритмами, временем суток для ведущих дневной или ночной образ жизни, и временами года, морскими приливами и отливами, разливами рек, а, может, и одиннадцатилетними солнечными циклами. Эволюция живого подготовила каждый вид к наиболее чуткому воспритию в этой, так сказать, расширенной экологической нише - того, что более или менее существенно влияет на его жизнедеятельность и выживание.

Подсознательно человек так же не мог не чувствовать необходимость максимально возможно вписаться в наиболее приемлемую для себя, для своей этнической общности - такую расширенную экологическую нишу. И в этом у человечества наметилось, как я понимаю, два различных подхода, я бы назвал: практический и интуитивный. С первым всё ясно - в дополнение к тому, что даёт природа непосредственно - для пропитания и как защиту от разного рода негативного для данного вида, - получать благодаря своей сообразительности от той же природы: материалы для строительства жилищ и одежды, медную и железную руду для изготовления орудий труда и вооружения; сюда же можно отнести освоение земледелия и скотоводства. И всё это требовало понимания, знания - каков мир на самом деле, чего можно от него ожидать, и как обратить такой углубленно-человеческий взгляд на природу вещей себе на пользу. Всего немногим более двадцати веков - от накопления сведений о происходящем на земле и в небе, первоначал математики, мифологических моделей происхождения всего сущего - до необъятной и многогранной сферы современной науки - разве не показатель стремления человека таким образом укрепить свою человеческую совместимость с познанной и теоретически и практически, можно сказать, всеобщей экологической нишей...

Той же цели служит в сущности и гуманитарное "третьеспиральное" - раскрывая то, на чём строятся отношения между людьми, и что затуманено для нас субъективно-будничным. И это, в художественной форме таким образом воздействует на душу, настраивая через эмоциональное восприятие, причём так же, как генетический код, двойная спираль по-родственному обеспечивает совместимость одновидовых, одноплеменников, и "третьеспиральное" выполняет в человеческих сообществах ту же функцию. В том же понимании я склонен рассматривать и религию, но уже как порыв к совместимости со всем сущим. Философская проблема смысла жизни - человеческой - решается, думается мне, в интуитивном следовании естественным законам эволюции, в частности, живого на Земле, в определённой мере отраженным в религиозных притчах, заповедях, установлениях.

Для меня, как, скажем, для буддистов, неприемлем образ персонифицированного божества, его воплощений и потусторонней свиты, как и антипода - Дьявола и его "нечистой силы". Более того, тот же мифологизированный Будда, как и выдающиеся в памяти народов - личности, для которых совместимость с, будем говорить, высшим направляющим, - во главе угла их - если о чисто моральных критериях - по пониманию верующих - святости, а у людей с творческой "искрой Божьей" - реализация возможностей сотворения нового в "третьеспиральном", хотя это может оказаться и атомной бомбой.

И здесь я хочу заключить тем, для чего повторял, если не азбучные истины, то пересказ излагаемого ранее в моих писаниях, но - пожалуй, полтора десятка лет назад в "Ранней ягоде", в начале - о мироощущениях человека Востока и человека Запада. Для последнего его интеллектуальная совместимость с миром - в познании тайных пружин, направляющих его развитие, подобно тому, как в создании семьи или в коллективе, объединенном одной целью, люди хорошо узнав друг друга, могут рассчитывать на максимально возможную совместимость. Для человека Востока отношение к миру сродни тому несказанному, что выражается словом "любовь" в истинном значении. Было бы нелепо утверждать, что восточный человек - это, скажем, каждый индус, и, наоборот, западный - коренной гражданин США, хотя, полагаю, вероятность такого приближения к действительности весьма велика.

И кто знает - какой путь верней: осознать ли бесперспективность завоевания мира знаниями о нём и применением этих знаний - с грядущим погружением выживших обеспеченных в благостное благополучие, как диким пчёлам при полных сотах в зимовку; или наперекор всему до последнего постигать мир и радоваться всё новым открытиям и свершениям, всему "духовному мёду", добытому творящее то, что создаётся впервые на свете, и, может быть, навечно.

 

Дизайн: Алексей Ветринский