О ФЕНОМЕНЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

"Ни дня без строчки!" - и на меня порой находит такой зуд, и начинаю писать, записывать всякую ерунду, которая приходит в голову по какому-либо поводу, вот и сегодня - описываю как есть. Время от времени подхожу к книжным полкам, беру книгу наугад, раскрываю на случайной странице, просматриваю, и понимаю, что должен высказаться - может быть, прочитав всю книгу - или перечитав давно забытое по-новому, и не без интереса, или хотя бы как читатель, выразив своё мнение об этом произведении.

Сегодня взял в руки незамечаемый прежде увесистый том Александра Дюма. "Графиня де Монсоро". Москва, "Художественная литература", 1979 год. На обложке эта графиня в длинном широком балахоне чем-то кормит скорей всего не просто козу, а благородную олениху и ее деток. Отдельно, на самой последней странице обращение к читателям: "Уважаемые товарищи! Чтобы сохранить лесные богатства нашей страны, с 1974 года организован сбор макулатуры в обмен на художественную литературу..." То есть, за 20 килограммов макулатуры счастливый советский человек получал один килограмм - неужели по существу примерно того же? Стоит вспомнить, какие нередко бесценные старые книги, документы из архивов - государственных и семейных - кладезь для исследователей, историков - тащили в пункты приёма, чтобы заполучить заветную книжицу, изданную тиражом - подумать только - два миллиона экземпляров, и объемом около 50 печатных листов - 862 страницы...

Может быть, в те годы кто-то осилил этот фолиант, и сегодня объявил бы премию возможному читателю, который подтвердит, что нынче внимательно его прочитал. Впрочем, так же, как Льва Толстого, Ромена Роллана, даже Гоголя - как показал недавний опрос украинских деятелей, тех, что на виду. Краткие цитаты наудачу, "Ах, расскажите мне, пожалуйства, все во всех подробностях. Это меня развлечет, - сказал Сен-Люк, зевая с риском вывихнуть себе челюсть". "Я шел к Манасесу. - К Манасесу, к еврею! - А вы-то небось навещаете Руджиери, отравителя". Какова аналогия!" "Пусть он нанижет Шико на шпагу и приготовит из его тела, как бы оно ни было костлявым, жаркое для моих псов". "Клянусь смертью Христовой! - сказал он после минутного молчания, в течение которого не спускал глаз с лотарингского принца, - вы блестяще выглядите, мой кузен". Глава ХХІХ. "О том, как граф Монсоро открыл, закрыл и снова открыл глаза, и как это явилось доказательством того, что он ещё не окончательно мёртв". Но - я бы выделил в этой книге самое интересное. Вспоминается шутливое Чеховское "Не так важен Шекспир, как примечания к нему". II страниц примечаний - разъяснений для массового читателя того, что упоминается в романе, и чего он наверняка не знает. А у Дюма, надо отдать справедливость, множество упоминаний: об эпизодах истории Франции, об античной мифологии, о различных деятелях античной эпохи Возрождения; ссылки на Священное писание. Включая и себя самого в круг так называемой технической интеллигенции, в общем невеждам в гуманитарной сфере, пусть не совсем, - все такие сведенья весьма небезынтересны, они в романе мимоходны и тонут в нагромождении неторопливо подвигающих сюжет эпизодах и диалогах. Впрочем, как я уже отмечал, если вместо короля Генриха - современный политический деятель, олигарх, и персонажи его окружения с любовными интригами прелестницы или стервы, или сочетающей оба качества (кстати, в оригинале "Ла даме де Монсоро" - вроде не всегда была графиней), итак, если поднаторевшие детективщицы всё это осовременят (замечу, что у Дюма для внимательного читателя безусловно интересны не только нравы той эпохи, но и быта, социальной структуры общества) - готово чтиво для многих любителей подобного.

И всё-таки - по-моему возникшая в новое время такого рода беллетристика - это уже не средневековый "Плутовской роман", хотя, V может быть, зародыш таился уже в том, - чудовищно расплодилась во всех жанрах литературы, искусства, во всей гуманитарной сфере, включая философию, религию - под обобщенным определением "массовая культура", и для развития человечества - не в плане повышения беспечной комфортности существования - пожалуй, угроза не менее серьёзная, чем, скажем, истощение природных ресурсов, глобальное потепление или даже конфликты цивилизаций.

Дизайн: Алексей Ветринский