ЛЮБОВЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Феномен - по определению словаря, во втором значении: "В философии всякое явление, постигаемое при помощи органов чувств - в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу феномена". А не попробовать ли просветить феномен любви человеческой посредством превращения его в ноумен, то есть понять, постичь, попытаться - откуда, почему, зачем, в конце концов, возникает и проявляется очень различно такая штука, которую в общем можно именовать любовью? Но на этом пути прежде всего настораживает: расплывчатость, многозначность, неопределённость слова или понятия - любовь, как в одном из предыдущих опусов прояснялось выдержками из "Толкового словаря русского языка" Даля. Для полноты картины можно представить и такое, вполне современное: интервьюер просит прохожих одним-двумя-тремя словами завершить по-своему, не раздумывая, откровенно - что сходу придёт в голову - завершить начало: "Я люблю…"

Исходя из своего немалого жизненного опыта и общения на протяжении десятков лет не с одной тысячей самых разных граждан и гражданок, могу представить себе такие предпочтения в любви. Итак, подряд, безо всякой связи - я люблю... свою жену, свою маму, своих детей, свою родину, деньги, выпить, сало, музыку, дать в морду, плавать, театр, лес, смотреть на огонь, Достоевского, сериалы, лето, хорошую компанию, своего кота, президента, порно, розы, старинную мебель, фотографировать, брюнетов, полных дам, химию, своё авто, танец живота, путешествовать... Полагаю, любой из возможных читателей мог бы что-то из этого сумбурного перечня отнести к себе, а также дополнить своим, и конечно далеко не единственным.

Конечно, если отсечь сугубо материальное, ограничиться чувствами родственными; или тем, чему посвящена любовная лирика - от античной, древнекитайской до наших дней; или любовью с эпитетом "возвышенная" - к Богу, к отечеству, наконец, к ближнему, которого по-христиански следует "возлюбить как самого себя", - то лишь ограничиваясь любовью, будем считать, идеализированой - сумеем ли к такому феномену подступиться с аналитическим инструментарием ноумена? Добавить к этому можно разве что такое - в отрицательном плане, то есть с рефреном "Я не люблю...", как в песне Владимира Высоцкого, возможен разнобой ответов, подобный вышеприведенным "Я люблю...", и весь комплекс приемлемого, желательного в большей или меньшей мере для данного индивида, равно как и неприемлемого, отвергаемого, целесообразней рассматривать, так сказать, во всей полноте.

Иначе говоря, в контексте всего многогранного человеческого существования и эволюции рода человеческого. В предыдущем опусе несколько страниц посвящено Михаилу Зощенко, упоминалась его "Голубая книга", где в разделе "Любовь", как и в других, на выразительных исторических примерах и житейских историях иронически повествуется о человеческой глупости, жадности, лицемерии, подлости и тому подобному - с привкусом жалости и к тем, кто от этого страдает, и к тем, кто этим злоупотребляет. Последние представлены глупцами в книге Екклесиаста, историческими персонажами на страницах "Опытов" Монтеня, в "Мыслях"Паскаля - абстрагировано, во дворце правителя Лилипутии у Свифта, в "игрушечных дел людишках" и сказках Салтыкова-Щедрина; и даже у Чехова настоящая любовь не частая гостья в его рассказах и пьесах - и то не очень счастливая...

Конечно, на таком мрачном фоне - о какой любви может идти речь, но и у автора Екклесиаста была "Песня песней", и у перечисленных классиков в их биографиях были проблески любви в самом просветленном смысле слова, но мне хотелось бы совершенно отойти от морали, и рассматривать этот феномен под условным обозначением "любовь", как, допустим, физик происходящее в микромире или астроном в космосе, раскрывая определённые закономерности, но, разумеется, не сводя невероятную сложность сущности человека к Декартовому механицизму. Надеюсь, что те положения моего мировосприятия, которые свел в некую систему под заимствованным названием - монадология, основанную на понятных постулатах, смогут помочь разобраться в феномене любви - в различных её ипостасях, ответить на ключевые вопросы, проходящие красной нитью в моих опусах, выставленных на сайт в минувшие примерно полтора десятка лет.

Основополагающий принцип образования и более или менее устойчивого существования относительно сложных по составу и структуре - как называю - сигмонад из монад попроще, как, например, атомы из элементарных частиц, молекулы из атомов, галактики из звёзд, живые организмы из функционально различных клеток, народ из множества индивидов, это - совместимость составляющих сигмонаду, что в результате обеспечивает приобретение сигмонадой возможностей взаимоотношений с другими объектами, которых не могло быть у входящих в неё монад - повторяю вкратце не раз утверждаемое в предыдущих опусах и подкрепляемое рядом примеров, опять-таки - от атомов до народов, и на этом принципе совместимости собираюсь выстроить конструкцию, моделировать самые различные проявления феномена любви в широком плане.

Так неужто по привычке я начну даже не с Адама и Евы, а с атомов, причём в духе антропоморфизма иных философов древности, или, лучше, в мультфильме для школьников: встречается парочка атомов водорода с атомом кислорода, вспыхивает любовь, и вот это уже неразлучная семейка - ну, не пара, а тройка, и так бывает, но зато - какие возможности у этой семейной молекулы, у массы ей подобных - смотрите - как необыкновенна обыкновенная вода, как изумительна и удивительна в разных своих свойствах и проявлениях, да и нас с вами без неё на свете не было бы... Нет, понятно, о любви атомов - это слишком, но о любви голубей тоже не надо - наблюдаю ежедневно на своём балконе, но вот у лебедей - выдумка? А ваша собачка - не откажетесь - если с эпитетом -"любимая", - разве она, или он - пёс - не любит хозяина, хозяйку, можно сказать, неистово? Разве не тоскует, когда вас нет рядом, разве не готов на всё ради вашего благополучия?

И всё же - это собачья, а не человеческая любовь, даже если таковая к азартным играм или сексуальным утехам. Однако ни в коем случае нельзя рассматривать любовь человеческую в отрыве от того, что унаследовано от "братьев меньших". В сверхзадаче любого вида живого - продолжение рода - для части животных - забота о беспомощном после рождения потомстве - пока не сможет обеспечивать себя самостоятельно. Цыплята гурьбой бегут за курицей, обучаясь попутно находить съедобное, утята плывут за уткой, трясогузка приносит в клюве птенцам пойманных насекомых, откармливая и подброшенного кукушонка, которого его мамаша пристроила таким образом. Кормящая не только материнским молоком волчица подросшим волчатам отрыгивает куски мяса из добычи; кенгуренку уютно в тёплой сумке под животом родительницы.

Генетическая основа дочеловеческих предков у вида гомо трансформировалась в окрашенное тем, что с полным основанием вправе называться любовью, как уже говорилось, в самом высоком значении этого слова. И тут люди до пределов, можно сказать, прекрасного и ужасного, расширили диапазон унаследованного генетически. И сегодня, по крайней мере, в наших краях, случается, что "залетевшие" на жаргоне, непристроенные молоденькие мамаши в буквальном смысле выбрасывают новорожденных и здоровеньких младенцев - хорошо, если их находят живыми и выхаживают. И в далеком или недавнем прошлом немало примеров, когда и в бедные, многодетные семьи принимали детей родственников или соседей, оставшихся сиротами, или скрывали во время оккупации фашистами несовершеннолетних евреев, понимая чем это грозит.

Столь же разнообразны взаимоотношения между родителями и детьми, вообще сменяющими друг друга поколениями - здесь довлеют и этнические традиции, и семейные, и натуры даже близких родственников. А любовь к родителям и дедам-прадедам - и тем, что уже покоятся в могилах - это уже чисто человеческое, и объяснимое; феномен также исключительно человеческой памяти, как обязательное составляющее продолжающейся эволюции рода человеческого, что я разбирал отдельно. И дети, повзрослевшие и даже сами ставшие родителями, - не скажу - для всех нас, как для кого, но воспринимаются во многом так, как в далёком былом, и не всегда сознаём, что наша опека уже может выражаться лишь в виде помощи и ненавязчивого сочувствия, если в этом есть нужда. И, наверное, мы с женой далеко не единственные в мире - трепетно относящиеся к внуку, и статус даже физически немощных старцев, интерес к прошлому - своих предков, своего народа- подобного в дочеловеческом нет и в помине, достаточно генетической направляющей, обеспечивающей совместимость данного вида и особей этого вида с той экологической нишей, на которой обосновались.

А для человека его личная совместимость с миром выходит на первый план. Задумываемся ли мы над тем, что в евангельском "возлюби ближнего как самого себя" - любовь к самому себе несомненна, и делиться этой любовью даже с ближним - совсем не каждый может и хочет. Рискну утверждать, что и жертвенно возлюбившие ближних и даже врагов своих осуществляют тем самым по-своему свою совместимость с миром, и движущая сила его мыслей и поступков при этом, как ни парадоксально покажется на первый взгляд - любовь к себе, внутреннее стремление быть в согласии с самим собой, что - надо сказать - не так-то просто, о чём ранее шла речь в предыдущих опусах. И подвижники, нередко бескорыстно одаряющие плодами своего творчества - не те ли, что не показным омовением ног собратьям, но насыщением души или улучшением качества существования воистину "возлюбили" - и ближнего, и дальнего, но их самовыражение происходило именно от того, что как "любовь к себе" совмещается с миром в наиболее выразительном виде.

Поиск совместимости - доминанта жизни, пожалуй, каждого из смертных, естественный и отрегулированный во всём дочеловеческом - законами природы, а для живого - генетическими программами, но недостаточный для относительно гораздо более свободного выбора у гомо, тем более гомо сапиенс. Чем же может быть обусловлен этот выбор? Прежде всего, такими особенностями генетического кода человека, которые делают столь всеохватывающими функции именно человеческой памяти, позволяют овладевать разветвленной членораздельной речью, широко разнообразят возможности выбора того, что, снова акцентируем, - совместимо с сущностью того или иного индивида. Намётки такого рода индивидуализации особей по мере восхождения видов по лестнице эволюции - можно заметить и у "братьев меньших", например, домашних любимцев - собак или кошек - даже одной породы и одного помёта - различия в характерах, поведении, предпочтениях в пище. Скажем, наш покойный кот Мика почему-то обожал шоколад и винегрет - в отличие от своих собратьев, и, тем более, далёких предков.

С детства я - сладкоежка, а для жены моей излюбленны рыбные блюда, рыба во всех видах, что унаследовала и наша дочка, а вот сын предпочитает мясные кушанья; семья равнодушна к алкогольным напиткам, разве что изредка рюмочка превосходного вина; сын, правда, по части всего спиртного теоретик-аналитик отрасли. Может быть, к злоупотреблению выпивкой вынуждают драматические жизненные обстоятельства, или, как полагают иные исследователи, некоторые типы алкоголиками, а, может, и наркоманами, грубо говоря, не становятся, а рождаются. В пользу такого предположения опыты с крысами, вроде бы совершенно одинаковыми по всем статьям, однако, когда начали жаждущим подмешивать в поилки алкоголь, то одни крысы к такому питью не прикасались, а другие, наоборот, пристрастились, и даже предпочитали такую, можно сказать, водку - повыше градусом.

Не следует ли из этого, что, скажем, пьяница или наркоман стремится - пусть подсознательно - притушить синдром несовместимости с действительностью, вероятно, по причинам очень различным - от лежащих на поверхности - неудачи в семейной жизни или по службе, до глубинных и вряд ли внятно объяснимых душевных разладов иных творческих личностей, хотя творчество само по себе - высшая совместимость с эволюционной направляющей рода человеческого. Но поиск совместимости зачастую в большом и малом в нашей жизни основывается на предрасположении; предвкушении того, что принёсет в определённой степени удовлетворение - физическое или духовное; предчувствие приближения желаемого. Нельзя сказать, чтобы нечто подобное не было присуще и нашим "братьям меньшим". К примеру, свою любовь к курятине лиса может проявить соответствующим манёвром, понятно, не таким, как в басне Крылова "Лиса-строитель", когда в сооруженных ею для них хоромах, куры от чего-то пропадали одна за другой, поскольку в этом сооружении басенная Лиса "для себя оставила лазейку" - басня в наши дни более чем актуальна. У некоторых видов животных в привычном рационе есть более желательная, вкусная - на человеческом языке - пища; и в отношениях полов наблюдаются предпочтения со стороны самок, соперничество самцов за обладание приглянувшейся будущей родительницы его детей.

Что греха таить - каких-то граждан и гражданок устраивает физиологическая совместимость на час или на ночь, когда они по дикому новейшему словосочетанию "занимаются любовью". Правда, и при этом какие-то особенности партнёра, партнёрши представляются привлекательными, соответственно настраивают, возбуждают. Тут также мы недалеко ушли в принципе от "братьев меньших" - и у волка, что подкрался к овечьей стае, в его, пускай подсознательном воображении - аппетитная свеженина, и у него от этого, по поговорке - "слюнки текут"; а в буквальном смысле такое слюноотделение у подопытной собаки после звукового или светового сигнала, регулярно предшествующего кормёжке - подтверждало теорию академика Ивана Павлова о выработке условных рефлексов. По-человечески условные рефлексы трансформируются в привычки, которые, если поразмыслить, помогают нашей совместимости с жизненной неупорядоченностью, что может каждый раз требовать определённого выбора, метаний, нервной напряженности - а так упорядоченная цикличность для живых организмов, и для нашего - гарантия от стрессовых нагрузок, их разрушительного воздействия.

Вместе с тем и к непривычному отношение у нас отнюдь не безразличное, можно назвать - заинтересованное, разумеется, у каждого по-своему. И снова возможна аналогия с "братьями меньшими", которые встречаясь с чем-либо незнакомым, на основании показаний органов чувств и генетической аналитики определяют - что это: полезное, враждебное или безразличное. Для человека эти - если можно сравнить - черно-белые критерии сделались многоцветными, со всевозможными оттенками, переливами, сочетаниями. И в это разноцветье вплетается эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое. И в поиске совместимости, нередко призрачной - оторвавшийся от жесткой генетической привязки к неизменному образу жизни человек - отдаётся во власть воображения, а в этом - не надо быть сказочником или фантастом - достаточно припомнить сновидения, когда видится и слышится совершенно невероятное, но спящему кажется, что это такая вот действительность, и - совершенно отрывается ли наше сознание от подобного наяву?

Можем ли мы представить - какие сны видят хотя бы собаки, как Чеховская Каштанка? Или - из каких глубин памяти, почему, в связи с какими нашими осознаваемыми или подсознательными переживаниями, происшествиями - в раннем детстве или накануне, отчего в таких причудливых вариациях - проносятся и сникают сны, сигнализируют ли о недугах организма, и реальны ли пророческие? А насколько сон и сновидения способствуют нашей стабилизированной совместимости - и это пока на уровне гипотез. Склонен полагать, что, как и сон с отключением активного сознания, эволюционная направляющая мобилизовала феномен сновидений для той же цели, по-житейски выражаемой словами: душевное равновесие. А много ли надо для влюбленности - совместимости своего представления, не совсем определённого, хотя и под знаком данной личности - об идеале - с его кажущимся воплощением?

Из Пушкинского "Каменного гостя": "Дон Гуан: "Её совсем не видно под этим черным покрывалом, чуть узенькую пятку я заметил". Лопорелло: " Довольно с вас. У вас воображенье в минуту дорисует остальное; оно у вас проворней живописца, вам всё равно с чего бы не начать, с бровей ли, с ног ли". Неужели "остальное" - это только плоть, и ничего сверх того, что может дать женщина мужчине, и наоборот? А разве того же Дон Гуана и легкомысленную, и, похоже легкодоступную Лауру не связывает то, что она замечательно исполняет сочиненные им песни? И много ли надо было Пушкинской Татьяне, чтобы без памяти, на всю жизнь влюбиться в Онегина, с которым, когда он с воздыхателем её сестры явился в их дом, она вроде бы и не перекинулась парой слов? Мне кажется, что она интуитивно почувствовала в нём, подстать ей, незаурядную личность, и Пушкинское же "она ждала кого-нибудь..." опровергается тем, что отказывала женишкам уровня Петушкова, и замуж вышла нехотя.

И по себе могу судить - иной раз влюблялся вдруг, и какое-то табу заставляло меня лишь мысленно предаваться чарам почти незнакомки. Об одной такой влюбленности - перепечатка на моём сайте сохранившихся страниц дневника двадцатилетнего фантазёра, как я теперь замечал, возможно, материала для психиатра. Была и другая, похожая влюбленность примерно в те же юные годы. И когда я несколько лет назад, то есть спустя больше, чем полвека, пришёл к ней, в музей Западного и Восточного искусства, директором которого она была ряд лет, - предлог для посещения - презентовать случайно оказавшуюся у меня книгу, изданную в Киеве небольшим тиражом в начале XX века и вероятно представляющую интерес для связанных с этим музеем научных работников в определённом направлении, так вот - когда я признался, что в студенческие годы она мне очень нравилась, то неожиданно для меня услышал: "Наверное, не проявили должной настойчивости..."

Внутреннее табу на естественную близость с разными представительницами прекрасного пола нарушалось, как правило, по инициативе последних, может, не всегда впрямую, и нельзя сказать, чтобы мимолётные или относительно длительные отношения такого рода приносили мне, как говорится, много радости, за единственным исключением - наверное, это можно назвать любовью по-настоящему - к той, матерью моих детей, с которой вскоре отметим 46 лет, с того дня, как я получил от неё, моей студентки, стихотворное признание...

Высшая совместимость супругов - с античных Филемона и Бавкиды, или рельефней - Одиссея и Пенелопы - не в счёт - ни волшебная нимфа, ни гипнотически очаровывающие сирены, и знатные женихи на выбор. Если по Льву Толстому, "все счастливые семьи одинаковы" - как благополучные или верней бесконфликтные, за годы притёрлись друг к другу, свыклись с достоинствами и недостатками друг друга, и не более того, то такой уровень совместимости не обязательно дотягивает до увенчания невянущей любовью. В этом плане антитеза семья, каждая из которых "несчастлива по-своему" - безликими рядами семей условно "счастливых", на мой взгляд, неопределённа, и жизнь, и литература дифференцируют и в такого рода отношениях, не только семейных пар, я бы обозначил - накал совместимости. Термин этот - "накал" - из области обработки металла. Для придания определённой формы при возрастании пластичности заготовка нагревается, и по мере повышения температуры сперва раскаляется докрасна, вернее по стадиям каления - темно-красное, ярко-красное, желтое и наконец - белое. В словаре "довести до белого каления" - сильно рассердить, взбесить.

Но применительно к совместимости - эти стадии бывают обратимыми - скажем, от бурных и скоротечных любовных отношений, как говорят, романов - до охлаждения вплоть до враждебного отчуждения. Но это один, частный пример поисков совместимости и возможных положительных или отрицательных результатов, когда этот поиск результативен. Пройдёмся по самым различным областям человеческих устремлений, в которых та или иная личность, что называется, находит себя. Даже не знаю, с чего начать. Пожалуй, с самого распространенного в минувшие века и тысячелетия у всех народов - человеческого труда во имя жизнеобеспечения некоторой части своих соплеменников. Охотник, земледелец, строитель жилищ, - так же был совместим в своём образе жизни с тем, к чему он был способен изначала. Собственно, любое живое существо вроде бы занимается тем же - добывает пропитание охотой или нахождением того, что входит в его рацион; строит муравейник, гнездо, нору, и эти занятия ничуть его не тяготят, и удачная охота, изобилие вокруг съедобного, надёжное убежище для себя и потомства, вероятно, доставляют удовлетворение, чтоб не сказать - удовольствие, как высокий накал совместимости с тем, чем может одарить жизнь.

Но человеку открылись возможности, сверх довольно жесткой генетической программы дочеловеческих живых существ, - преодолеть совместимость своего бытия лишь с тем, что природа в готовом виде наготовит в отведенной экологической нише. Преодолеть благодаря безостановочной эволюции вида гомо, пульсирующей, но с вектором - гомо сапиенс. Вооруженный копьем, луком со стрелами охотник; земледелец, знающий, что брошенные весной в подготовленную почву зёрна, осенью одарят богатым урожаем; терпеливый первобытный натуралист, одомашнивший некоторых животных в своей зоне обитания и также окультуривший растения - замечательно плодоносящие; умелец, сообразивший, что кирпичи из обожженной глины - отличный элемент для сооружения хоть Вавилонской башни - эти люди во множественном числе наращивали совместимость людей со всеми землями, на которых расселились сотни народов.

Допускаю - может показаться, что автор беззастенчиво оседлал полюбившееся, как нечто универсально объясняющее - слово, термин - совместимость, что ж, поставим альтернативное - из заголовка опуса - любовь - та же творческая движущая сила, в основе которой лежит стремление - да, именно, к совместимости, если угодно, с самим собой, со своей индивидуальной человеческой сущностью, по возможности свободно избранного поприща. А вообще, что касается деятельности человека достаточно повзрослевшего, будь то трудолюбивый крестьянин или также увлеченный своим ремеслом, искусством, наукой - если это соответствует способностям, характеру, наклонностям, то разве не уместно при этом понятие совместимости? Причём век от века по нарастающей всё более разветвляются варианты такой совместимости. Например, - уже в совсем новое время столько спортивных дисциплин, спортсменов, достигших выдающихся результатов. Именно - избранных, и, наверное, неспроста каждый - то, в чём он сможет проявить себя наилучшим образом. Один - спринтер, другой - стайер, у кого-то успехи в спортивной гимнастике, а у кого-то в художественной, но никак не поменяются выбранным амплуа; боксёр - не дзюдоист, и дзюдоист - не боксёр.

Разносторонние гении, как Леонардо да Винчи уникальны, и параллельные основному творчеству увлечения, даже когда это значительней, чем скромное хобби - не считаются, может быть, напрасно. Борис Пастернак решительно отринул философию и музыку ради поэзии, верней, литературы - превосходных переводов, поэтической и глубоко серьезной прозы. Альтист Баршай изменил скрипке, и недаром. Пианист в какой-то момент чувствует себя более совместимым с органом, а то и со старинным клавесином. Эстрадные и оперные певцы - "две большие разницы", как - прибавляют - говорят в Одессе, нет, в прошедшем времени, - в той легендарной Одессе. В "Ранней ягоде" - разделе о близнецах после упоминания о поразительном сходстве братьев-близнецов Бахов - двоюродных великого Иоганна Себастьяна, и тоже музыкантов, следуют строки, которые позволю себе процитировать - не исключаю, что читающие этот опус не станут листать "Раннюю ягоду", или наоборот, а скорей всего - не стоит рассчитывать на возможных читателей моего интеллектуального дневника. Тем не менее, цитата: "После упомянутых Бахов можно указать на оперных дирижеров Вилли и Вольфа Гейнц. Между прочим, иногда они любили проделывать такой трюк: в антракте один брат заменял другого у дирижерского пульта, и ни публика, ни даже оркестранты не замечали подмены". В самом деле, согласно декларированному положению о совместимости - во всём и внешне, и характерами, способностями, наклонностями - близнецы должны подвизаться на абсолютно одинаковом поприще. Но - продолжим цитату из "Ранней ягоды": "Имена братьев Пикар звучат, когда вспоминают пионеров воздухоплаванья. Они сызмальства мечтали о полёте, и осуществили близнецы свою мечту с помощью воздушного шара. Однако, кроме того, они были учёными: Жан Пикар - физик, а Огюст - химик". Это - не единственный пример, акцентирую - поиска, тем более, свободного - совместимости того, к чему наиболее тянет - с реализацией этого, и какие тончайшие индивидуальные свойства души - даже у каждого из близнецов - способствуют этому.

Можно отметить и такую особенность - при удавшемся поиске совместимости с чем бы то ни было - вполне материальным и так потребляемым или воспринимаемым зрением, слухом - как информационно привлекательное, а также - с исповедующим своё сообществом, с завораживающим кумиром, - при всём подобном в душе происходит аналогичное абстиненции, - это медицинский термин, обозначающий зависимость от наркотического воздействия на организм, психику - в весьма широкой гамме - начиная с кофе, табака, алкоголя и кончая сильнодействующими синтетическими наркотиками. Входит не только в привычку - это ещё не беда или полбеды, но в настоятельную потребность; систематическая подпитка наметившейся и усиливающейся необходимости совместимости ради достижения удовлетворенности, как это порой ни печально - любой ценой.

Но не происходит ли в обычной жизни заурядной или незаурядной личности нечто схожее с вышеобозначенным - следовании тому, что определилось как совместимое с индивидуальными потребностями, удовлетворенностью, пускай равновесием? Предложил бы возможному читателю припомнить - и проанализировать что ли - как протекают дежурные будни, начиная с утренних гигиенических процедур, и традиционного завтрака, и кончая вечерними развлечениями и отходом ко сну. Обратите внимание на то, как реагируете на перемены - даже в мелочах, раздражает ли вас это, и, напротив, насколько готовы принимать новое - опять же в незначащих мелочах, в нахлынувшем информационного порядка, наконец, радикальных изменений в судьбе. То же - в части следования ритуалу - относится к проведению дней отдыха, праздничных. Но при всём тяготении человека к устоявшейся совместимости с тем, что его окружает, пластичность гомо сапиенс - несравнимая с "братьями меньшими" в этом плане, позволяет ему - не так как упомянутым в цирке или зоопарке, но по-своему приспосабливаться, адаптироваться в совершенно непривычных условиях, нередко вынужденных и крайне ограничивающих аспекты возможной совместимости - от обеспечения жизненно необходимым до жесткого ограничения свободы передвижения, получения информации. Нет, не все выдерживают подобное, хотя бы не теряя человеческого достоинства, не покоряясь судьбе полностью, как те же "братья меньшие" в тесных клетках. Зато - не преодоление ли налаженной совместимости двигало нашими самыми далёкими предками при осовоении новых земель, первооткрывателями во всех областях человеческой деятельности, да и попросту, что называется, искателями приключений, авантюристами, что не перевелись и в наше время?

Осознаёт ли человек - куда ведёт его поиск совместимости, если подспудно одарен, что пока накал совместимости невысок, не согревает душу как следует? Один из выходов из такой ситуации - порывы несовместимости, о чём далее. Другой - как уже говорилось - всепоглощающее творчество, третий - квазикомпенсация дефицита личной совместимости с миром, допустим, увлечение коллекционированием, азартными играми, сексуальными утехами, поглощением созвучной душевной потребности информации - будь то поэзия, музыка, музейные сокровища - благо в наше время это так доступно, как и путешествия. И эту свою и неосознаваемую, но обретенную совместимость человек отстаивает как "свою крепость" - по аналогии с известной английской пословицей - "мой дом - моя крепость" - дом души. И, если посторонний или даже близкий родственник, лучший друг, подруга начнут убеждать, упрекать, выговаривать, советовать - имея в виду убеждения или поступки неправильные, нелепые, вредные, бессмысленные - того, кому адресуются вроде бы логические и даже мудрые тирады - это по известной пословице - как горох об стенку. Я уверен в безнадёжности разного рода увещеваний - и по отношению ко мне - не раз в моей долгой жизни, и зарёкся в чём-либо переубеждать других, разве что осторожно высказывать своё мнение по тому или иному вопросу.

И всё же мои "сто тысяч почему?" - стремление понять и как образуются атомы, и направление эволюции живого на планете, и природу творчества и многое другое, - толкают на роль любопытного, но не заангажированного интервьюера, а именно задающего знакомым, а порой незнакомым, тот же вопрос: "почему?". Вопрос молодоженам - почему они решили пожениться - предполагает ответы - "я её полюбил, я его полюбила", или "потому что она такая красивая, потому что он такой умный" - только запутывают, и приходит на ум Пушкинское: "зачем младая Дездемона арапа любит своего..." - почему полюбила, полюбил - и ни я сам, ни моя жена и через сорок шесть лет - смею заверить - неугасающей любви нашей - не смогли бы внятно ответить на почему, кроме разве что отстраненно теоретического - видимо, оптимальная совместимость.

Пробовал я приставать со своим "почему?" - к верующим различных конфессий или сект - в ответ - или смиренное "только здесь вера истинная", или с плохо скрываемым раздражением - "что мне, как бы недоумку, этого не понять, вот если бы послушал нашего пастыря..." Не могу сказать, что ответы членов или приверженцев политических партий, общественных движений были намного аргументированней, и в этом случае скорее из области веры в то, что приобщение к таким, своим, но не в качестве религиозном или этническом, а с социальной направленностью, вера в совпадение интересов своих и данной группировки, в моём понимании - возможной совместимости своего и общего - ключ к пониманию тяготения к причастности к чему-то родному. И накал такой совместимости - у любых верующих - сродни любовным порывам, обожествлению кумиров, принимает нередко весьма экзальтированные всплески эмоций.

Если продолжить о совместимости, то некоторые, странные вроде, примеры, скажем, симбиоза проясняются в школьном учебнике биологии, а взаимосвязь - тоже, наверное, в каком-то аспекте совместимости - между боровиками и дубравами - похоже более ясна собирателям грибов, чем ботаникам. Химики рассматривают молекулярные комплексы, содержащие различные элементы, несовместимые в упрощенных молекулярных соединениях, один из характерных примеров - молекула гемоглобина, название знакомое всем хотя бы понаслышке. Творчество человека преобразует представляющееся несовместимым в совместимое, как бы продолжая поразительные и успешные эксперименты природы, особенно при эволюции живого, но этому может быть посвящена занимательная книга, и не одна. И такие же книги, повествующие о преодолении несовместимости в творчестве гениев, в том числе безымянных, могли бы иллюстрироваться выразительными пословицами в каждом языке, строками из Пушкина - вспомнилось, как Сальери из "Маленьких трагедий", услышав сочиненное Моцартом, воскликнул "...и какая смелость...". Неожиданные, но оказывается совместимые сочетания красок, звуков, архитектурных форм - в созданиях гениев, и в науке - формула теории относительности, в которой совмещаются, до того, вроде бы разрозненные, категории пространства, времени, материи, энергии.

Встречается совместимость, и такая, что может вполне называться и любовью, но представляется непонятной, странной, неестественной, однако от этого никуда не денешься - однополая сексуальная ориентация, или для граждан со стереотипным мышлением - любовь и дружба людей - с изрядной разницей в возрасте, других национальностей, иных вероисповеданий, даже несхожих мировоззрений - если не проходит "не может быть!", то категорическое - "не должно быть!". И заключительное о совместимости со знаком плюс, но со шкалой приоритетов. Также и в любви - напоминание о заголовке опуса, и тут неплохо подтверждать примерами. Можно начать с проблемы, затрагивающей многие миллионы людей в разных странах - этнической совместимости. Хочется начать, как у меня водится - с "почему?", но придётся ограничиться констатацией, тем более, как-то я уже об этом размышлял в одном из опусов. Например в таких - мало сказать - полиэтнических государствах, как Индия, Индонезия, или республике Дагестан в составе России, да и самой России - межнациональные конфликты, можно сказать, отсутствуют. Есть страны, в которых локальные этнические группы ведут многолетнюю борьбу за независимость, то есть образование своей державы. И, наконец, государства или регионы, где этническая совместимость без глубоких корней, рухнула в критический момент, как было в конце прошлого века в Югославии, республиках Закавказья, Прибалтики.

Схожие ситуации возможны и в семьях - по Льву Толстому - и счастливых, и несчастных. А вообще в русской классике, начиная с Гоголя, какие семьи можно назвать счастливыми - Манилова из "Мёртвых душ", старосветских помещиков, городничего из "Ревизора"? У Льва Толстого в "Войне и мире" в семье Ростовых, как мне представляется, каждый- сам по себе, и в счастье Наташи и Пьера под занавес романа читателю хочется верить. Впрочем раскрытие темы "Семьи в русской классике" - и у Тургенева, и у Чехова, и у Горького" - тянет по крайней мере на солидную монографию, и автору такой монографии я бы посоветовал акцентировать выявление совместимости - супругов, поколений, братьев и сестёр - у классиков это просматривается. Нет, читателю, пожалуй, хочется поверить в обретенное - после разных жизненных передряг - совместимость, любовь, счастье - Николая Ростова и княжны Марьи, Григория и Аксиньи из "Тихого Дона", Мастера и Маргариты из одноименного романа Булгакова, Доктора Живаго и Лары - при всём в каждом случае драматизме и хрупкости этого в мире несовместимостей, как и у Ромео и Джульетты... Должно быть, неспроста в мировой литературе, искусстве - намного полней, - ярче, выразительней варьируется тема разных сторон несовместимости, антитезе межчеловеческой любви, чему соответствуют слова, понятия - ненависть, вражда, месть, подозрительность, отчуждение.

Как ни печально, но приводить примеры, скажем так, антилюбви, из истории, личного жизненного опыта, и того, что видел и слышал вокруг, - каждый может не задумываясь, не то, что о случаях любви счастливой, кроме как между родителями и малышами. И потому об этом отрицательном, тревожном, удручающем, но как ни крути - человеческом и только человеческом - под знаком несовместимости, дьявольском, как определялось в предыдущих опусах - намерен рассуждать несколько абстрагированно, по крайней мере, от моральных оценок. Вообще, с позиций монадологии, считаю возможным рассматривать существование любого объекта во вселенной, по-моему - монады, сигмонады - как соотношение совместимости или напротив несовместимости образующих данную сущность, о чём также подробней в предыдущих опусах, в том числе определяющих жизнестойкость данной сущности.

В природе этот принцип реализуется при образовании атомов - стабильных или нестабильных изотопов; молекул любой сложности; взаимодействии молекул различных соединений. Более или менее наглядный пример - молекулы воды, которые с молекулами этилового спирта образуют однородную смесь в любых соотношениях компонентов, самый знакомый нам показатель - 40 градусов. А вот с подсолнечным маслом совместимость разве что в виде механической смеси, по науке - эмульсии. Напрашивается некоторая аналогия между взаимоотношениями названных молекул и - людьми, опять же совместимости их друг с другом. Большую часть моей жизни я жил в больших городах, можно сказать, мегаполисах - Москве, Киеве, и взаимоотношения в массе граждан по моим наблюдениям и ощущениям приравнял бы к эмульсионной, как бы сказать - механической совместимости. Не такой ли "молекулярный" - человек толпы - по известному выражению?

Вероятно - но это на уровне домыслов - в сравнительно небольших поселениях, скорее сельскохозяйственного типа, такие сохраняются пока многие миллионы - в Китае, Индии, меньше в других странах, - определяющие факторы: национальные традиции, даже местные; межсемейные родственные связи, общность интересов, более или менее постоянные контакты - будничные и праздничные, взаимопонимание, наконец, - в достаточно полном смысле этого слова - держат весьма высоким накал человеческой совместимости и создают предпосылки для реализации естественной любви к ближнему. Наряду с этим у отдельных личностей могут проявляться те негативные, но лишь человеческие чувства, как зависть, вражда, недоброжелательство, месть - и по отношению, казалось бы, к совершенно своим, и мировая литература не прошла мимо возможной конфликтности и в патриархальных общинах, которые вряд ли заслуживают абсолютной идеализации.

Но, с другой стороны, непредвзято присмотримся к "человеку толпы" в мегаполисе, которому протягивают руки все блага цивилизации; одному в забитом пассажирами автобусе; другому в особняке, напичканном обслуживающей техникой, ну и живой обслугой. Каждый придерживается своей социальной ниши - в общении с людьми своего круга, соответствующем образе жизни и мировосприятии, вступлении в брак. Такая совместимость низшего порядка - интуитивное преодоление окончательной разобщенности. Вырисовываются условно свои и условно чужие, у своих - излюбленные забегаловки или клубы по интересам - развлекательные, партийные, религиозные; и свои кумиры. А всю скопившуюся неудовлетворенность - и своим положением, и тем, что происходит вокруг, - если таковая у каких-то граждан или групп трансформируется в агрессивность - нетрудно манипуляционно направить то ли на яростную защиту своих, то ли натиском на чужих, не вдаваясь "человеком толпы" в осознание - почему "свои" и почему "чужие", подходят опять же ярлыки - национальные, религиозные, партийные.

Но, как показывает исторический опыт - далеко не всюду и не всегда доходит до точки кипения, кровавых столкновений, - доминирует аморфная совместимость, когда каждый - сам по себе. Испаряется ли вследствие этого то, что издревле нарекли любовью - как один из самых светлых человеческих чувств; или деловые взаимоотношения, упадочный эгоцентризм отбрасывает любовь как анахронизм, как причуду маргинальных счастливцев?..

Февраль 2010 года

Дизайн: Алексей Ветринский