ДОПОЛНЕНИЕ К "88 ИСТОРИЙ ИЗ МИРА КОСТЮМА"

Вдруг подумалось, может, безосновательно: а если какому-либо, как теперь именуется, посетителю моего сайта, согласному со мной - что это своего рода интеллектуальный дневник, представится заключительные "88 историй из мира костюма" - неуместным по содержанию и, так сказать, жанру? Или, как показал опыт - наоборот - кто-то нечаянно наткнулся именно на эту часть сайта, и такое для него интереснее, любопытнее. Одним словом, полагаю - нелишне объясниться - поведать о том, что так или иначе связано в моей жизни и с этим произведением, тем более на некоторых страницах моего интеллектуального дневника и это бегло отражается.

Напоминая о том, что в терминологии специалистов понятие "костюм" включает в себя весь комплекс внешнего облика индивидуума: одежду, обувь; головные уборы, включая причёски; украшения, косметику, а также аксессуары туалета, скажем,- наручные часы, зонтики, веера, сумочки и тому подобное, а нынче, пожалуй, и мобильники,- хочу поведать о моём личном отношении ко всему такому на протяжении своей долгой жизни. Если совсем коротко - в основном - равнодушие, безразличие - как я смотрюсь со стороны. Конечно, вспоминаются некоторые периоды, эпизоды моей судьбы, созвучные данной теме. Например, около 1935 года, когда я пошёл в первый класс 182-ой московской школы на бывшей Каляевской улице - нынче, кажется, по-старому Дмитриевская.

А за пару лет до того наша семья переехала в новый семиэтажный дом Наркоминдела на углу упомянутой улицы, Оружейного переулка, Садового кольца (Садово-каретная - Садово-триумфальная, если не ошибаюсь). Обитатели этого дома были сотрудниками посольств за границей, как говорили тогда, и привозили оттуда разные европейские штучки. Кто-то из соседей подарил мне детский берет - спустя несколько веков вновь вошёл в моду после первой мировой войны в Европе. Со стороны моих сверстников - без такой обновки - это отзывалось насмешливым "загармоничник" - что меня скорее смущало, чем радовало. И приближался 37-ой год, когда многие квартиры в доме пустели полностью или частично - но об этом иные воспоминания, в том числе и мои - на сайте...

Но, насколько я припоминаю, ни в той московской школе, ни в киевских - где я учился с 1939 года, когда моя мама перебралась по семейным обстоятельствам к своим киевским родным - одежда отпрысков весьма высокопоставленных родителей, вплоть до наркомов - не слишком отличалась от того, что надевали дети рядовых трудящихся. Показная такого рода внешняя скромность сталинского периода - вроде незамысловатой куртки - "маленковки" или даже позднее хрущевской "вышиванки-антисемитки" - в тогдашнем лексиконе. Нет, уже в 50-е годы начали выходить даже отечественные журналы мод, правда, фасоны и мужских, и женских костюмов (непременно юбки, но не брюки) не отличались особенным разнообразием, тем паче экстравагантностью "большой моды".

Не стану пропускать годы военные и послевоенные. В эвакуации, на Алтае - короткое жаркое лето и долгая зима - с буранами и температурой нередко близкой к минус сорока. Но не отсиживаться же дома, у печки - и в школу как не пойдёшь. На ногах - только валенки, желательно и шерстяные носки. Кисти рук - в толстых тёплых варежках. Наверно с этим мне не совсем повезло - и поныне чуть похолодает - слегка обмороженные когда-то руки напоминают об этом - скорей надевай перчатки. А как вообще одеться, чтобы не замёрзнуть? Приходит на ум шуба, благо в былые времена в тех краях добывали охотники разную пушнину - но надёжные шубы для лютой зимы - у здешних старожилов. Как заменяющий вариант - пальто с солидным слоем ватина. И такая одежда спасла меня как-то от худшего.

"Однажды в студеную зимнюю пору" шел я по пустынной улице, и неожиданно сзади начала преследовать меня группа мальчишек - может и постарше - как одного из "наехавших" и вдобавок еврея. Вдруг вроде кинули мне камень в спину и разбежались. Лишь придя домой и обнаружив, что ранка на спине кровоточит, выяснилось, что плотный ватин так смягчил ножевой удар... Прибыв в Москву в 1944 году как студент института стали, я был экипирован своеобразно, впрочем, не столь оригинально, не слишком выделяясь в толпе. Кирзовые сапоги с портянками, кавалерийские брюки "галифе", гимнастёрка, ватник - всё с бийской барахолки. Студенты-фронтовики в эти и послевоенные годы не спешили расстаться со своим добротным военным обмундированием. Но у некоторых "номенклатурных" сыночков на удивление - настоящие костюмы - одноцветные пиджак и брюки, да и преподаватели одевались пристойно. Что греха таить - ужасно хотелось мне в ту пору щеголять хотя бы в приличных брюках - но это была несбыточная мечта.

В первые послевоенные годы доступная одежда для большинства - с той же барахолки, хотя кое-что можно было приобрести и по промтоварным карточкам - таковая сохраняется в моём архиве, вернее - часть её. На мне уже не ватник, а настоящее демисезонное пальто, пусть далеко не новое. И - затем необходимая спецодежда для пребывания в мокрых цехах кожзавода. И от брызг серной кислоты следует поберечь и то, в чём одет. Но естественная тяга, особенно молодёжи, - пощеголять, если не в самом модном, то достаточно привлекательном - проходила мимо меня. И за редкими исключениями одёжные обновки для меня моими родными приобретались вопреки моему желанию. Особенную неприязнь почему-то вызывали у меня белые рубашки - было модные нейлоновые недаром, и галстуки - даже в особых торжественных ситуациях.

Один мой знакомый, профессиональный автор советской эстрады - разговорного жанра, поучал меня так: вот ты заходишь, что называется, с улицы - в редакцию, в издательство, там тебя оглядывают, и видят, что одет ты в общем неважнецки. Понятно отчего - нет достаточных денег, чтобы одеваться как следует. А почему? Наверное, гонорары весьма скромные. Опять же - почему? А потому, что больше платить ему не за что. Стоит ли от такого ждать выигрышных публикаций?.. Одним словом - извечное: по одёжке встречают. Впрочем, я не замечал, что именно такая была предвзятость, скорее кое-где существеннее оказывалась прочитываемая на моём лице национальность.

Разумеется, моя жена, с которой мы вместе уже более сорока лет, как женщина - среди прекрасного пола "синий чулок" - редкое исключение - не могла относиться к своему внешнему виду, одежде подобно мне; и, возможно, я это не понимал как надо, но и для неё эта сфера жизни всё-таки была далеко не первостепенной. И при моих не таких уже значительных гонорарах наша семья, дети - школьники одевались вероятно не хуже большинства граждан СССР, хотя меньшинству уже были доступны модные зарубежные вещички. Кризис и в этом плане для нашей семьи настал с провозглашением Украиной так называемой "незалежности", и как следствие сведения на нет ряда действующих предприятий, колхозов, научных институтов, учреждений культуры, в том числе студии "Киевнаучфильм", где я сотрудничал двадцать лет, как внештатный сценарист,- это материально обеспечивало нашу семью.

Благо - что-то оставляли покидавшие страну навсегда, или присылали оказавшееся ненужным в Израиле, в США; в недавние годы выбор сравнительно недорого предоставляет секонд хенд, да и китайский ширпотреб, но сегодня мы уже в этом не нуждаемся - скажем, сын, зарабатывает достаточно и для этого - чтобы приобретать и модное, и добротное, и престижное. А я наверняка ношу то немногое и оптимальное для любого времени года и погоды, а весной и осенью излюбленный старый берет, ясно - не тот, что был у меня чуть не три четверти века назад. Резюме: очевидно к размышлениям о мире костюма я пришёл отнюдь не из конкретно-материального интереса к нему.

С чего же начинать? Возможно, с лета 1947 года, когда я пребывал в студенческом доме отдыха в Пуще-Водице - это пригородная часть Киева, куда трамвай ходил ещё до революции 1917-го года. Там я познакомился со студентом исторического факультета университета Юрой Колесниченко - подробней о нём на сайте в опусе "Любить Украину". В дальнейшем у нас завязалась многолетняя дружба; и поскольку он в периодической прессе печатал материалы, связанные с историей, и я всё активнее подвизался в журналистике, в некоторых изданиях публиковались совместные статьи; в соавторстве вышла книжка " История в нашем доме" - родословная окружающих нас предметов быта. Таким образом пробуждался мой интерес к огромной сфере материальной культуры.

Вместе с тем мне довелось и в теории, а больше на практике узнать, как получается та существенная часть материальной культуры, что представляет собой мир костюма. Как упоминалось выше, я работал в цехах кожзавода, а также в красильном цехе трикотажной фабрики, на заводе, где изготавливалась резиновая подошва ("микропорка") и каблук - низ обуви в профессиональной терминологии. Будучи руководителем группы технологического отдела проектного института, командировочным по заданиям редакций, сценаристом учебных, научно-популярных фильмов, темы которых нередко также относились к различным технологиям изготовления элементов костюма, - подробно знакомился с предприятиями: хлопкопрядильными, обувными, швейными, производствами синтетических волокон, разного рода аксессуаров. Так что о том, как это делается, я уже имел достаточное представление.

Но интересно было понять - почему всё это так возникло, верней, возникало у народов планеты по-разному, и как видоизменялось с веками. Завсегдатаем библиотек я был ещё со школьных лет, а если замечательная библиотека Академии наук Украины в двух шагах от дома, то как не посещать её в свободное время. И, кроме капитального труда Германа Вейса по истории костюма, правда, лишь западного, я делал выписки из книг историков, этнографов, разных периодических изданий - по избранной теме, однако отбирая наиболее выразительное, характерное, интересное в этом смысле и для меня, и для потенциального читателя. Наверное только так можно представить достаточно сжато все или в основном все стороны зарождения и метаморфоз необъятного мира костюма.

Чрезвычайно занимательным было прослеживать, как сугубо утилитарное прорастало эстетическим, как костюм отражал социальные, сословные взаимоотношения, как подчёркивал различия полов, как способствовал ритуальным церемониям, как выполнял зашитные функции от всяческих угроз - вооруженных неприятелей, капризов климата и погоды, а в новое время и недугов или болезнетворных бактерий; как позволял человку чувствовать себя достаточно комфортно в экстремальных условиях... Разумеется, по каждому из этих аспектов имеются обширные и обстоятельные труды специалистов, глубоко изучивших по возможности всё доступное в той области, в которой сосредоточены их интересы. И наряду с этим в новое время набирает силу жанр научно-популярный - любознательные хотят иметь представление, можно сказать, обо всём на свете, и бывает раннее знакомство с какой-либо областью науки техники, гуманитарных дисциплин - пробуждает способности, талант к тому, чтобы именно этому посвятить интеллектуальный поиск и размышления.

Собственно, и наша с моей женой, историком Александрой Супрун книга с заголовка начиналась с "Почему?.." - должно быть, как "почему?" - относительно разного на белом свете - былого и настоящего - красной нитью проходит через весь интеллектуальный дневник на моём сайте. После выхода названной книги показалось целесообразней изложить сжато о мире костюма в серии отдельных главок. По мере работы и над книгой, и над дальнейшим нужный материал подбирался и в домашней библиотеке, в тематических папках. И в дальнейшем, когда у меня уже начисто остыл интерес к этой теме, я по инерции, что ли, продолжал, наткнувшись при просмотре и разборке старой и новой периодики на статьи, заметки, выразительные факты, из которых могли бы вписаться и лучшим образом дополнить содержание глав "88 историй из мира костюма", - отбирал их в специальную папку.

А вдруг кто-то заинтересуется всем этим настолько, что решится издать, как водится, исправленный и дополненный вариант того, что сохраняется на моём сайте. Готов передать все права на такое безвозмездно, разве что с упоминанием авторов того, что легло в основу. Конечно, при нынешних полиграфических возможностях желательна и соответственная иллюстративная составляющая - уж здесь есть из чего выбирать. При расширенном и соответственно обновленном в ХХ веке объеме издания вероятно могут возникнуть и дополнительные главки, скажем, о разных музеях, частично упоминаемых в рукописном тексте, во всём мире - специализирующихся на том или ином атрибуте мира костюма, и об аналогичных собраниях в музеях более широкого охвата экспозиций.

В заключение - если в первую очередь хотелось бы получить отклики на содержание основной части моего сайта, то был бы признателен тем, кого каким-либо образом заинтересует "88 историй из мира костюма", и выскажется об этом.

 

ИЗ ГАЗЕТНЫХ И ЖУРНАЛЬНЫХ ВЫРЕЗОК

1. Статья Виктории Пешковой "Возвращение веера". "Литературная газета" 30 января - 3 февраля 2008 года.
2. Василий Матвеев "Изобретена самоочищающаяся одежда" газета "2000" № 8 за 2008 год
3. Константин Кудряшов "Московская "золотая молодёжь": от боярчиков-мажоров до тусовщиков-приживал. "АИФ-Москва" № 28 2006 год
4. Статьи "Ручное ткачество" и "Небесные богини - покровительницы ткачих", журнал "Наука и жизнь" № 2 (?) за 1994 год.
5. Л.Ефимова "Русский народный костюм" - с иллюстрациями. Журнал "Наука и жизнь". "Из газетных и журнальных вырезок".
6. Н. Муллер. Ряд заметок " Белдемчи... нементай... элечек... Бареж...
стамед, канифас..." и наименования разных тканей, журнал "НИЖ" за 1973 год (?)
7. Статья "Старинные моды Татарии" "НИЖ" № 2 с иллюстрациями. Журнал "НИЖ" № 2 за 1974 год (?)
8. Л. Гринштам "Золотое шитьё". Журанл "Наука и жизнь".
9. А. Армаганян "Царь жалует тебе красную обувь для одной ноги".
(иллюстрации), журнал "Наука и жизнь".
10. Н. Муллер "Атраф, Ренгравы, модест, фрипон". Статья в журнале "НИЖ" № 10 за 1973 год(?)
11. Статья "... И грянул бой" - к отмечаемой в этом году 275-летию Полтавской битвы - о мундирах в российской армии, с иллюстрациями, журнал "Наука и жизнь" № 7.
12. Э. Вардиман "Мода в древности". Журнал "Наука и жизнь" № I за 1972-3 года (?)
13. Заметка "Украшаем джинсы", журнал "Наука и жизнь" № I за...
14. "Рисовал Павлов" - русская народная одежда, иллюстрации. Журнал "Наука и жизнь".
15. Заметка о музее во Флоренции, с экспозицией одежды с 1720 по 1920 годы. В журнале "Наука и жизнь".
16. Н.Муллер "Из истории спортивной одежды" Журнал "Наука и жизнь" начало 80-х годов.
17. Н. Муллер "Английский костюм" - в том же журнале.
18. Музей головных уборов в городе Нови-Йичин в Чехии. Заметка в журнале "НИЖ".
19. Раздел ведёт М.Гай-Гулина "Как устроено волокно шерсти". "НИЖ".
20. Утепление одежды - статья в "НИЖ".
21. "Лера" - знак охотника ("орнаменты"), Заметка в "НИЖ".
22. " Сапог на конвейере" - иллюстрации, "НИЖ".
23. Об "искусственном шелке" в 1943 году - "НИЖ".
24. Н. Кудряшов " "Пуазон", "Каптюр", "Диор" - духи, косметика. "НИЖ".
25. Н. Муллер " Каба, лечаки, черкеска, чоха" - "НИК". Иллюстрации.
26. Н. Муллер. "Эволюция воротника", иллюстрации, "НИЖ".
27. Н. Муллер "Гамаши, лосины, каррик". Иллюстрации. "НИЖ".
28. "История носового платка" - "НИЖ".
29. Заметки из "НИЖ": изобретение завивки волос, и о зонтике.
30. Заметка в "НИЖ" - "пуговица и "молния".
31. Г. Латышева "Москвичи в далёком прошлом" / "портной", "спустя рукава", "причёска и головной убор", "женские моды". Иллюстрации. "НИЖ".
32. "Путешествие в театр Шекспира". Н. Домрина. Иллюстраии. "НИЖ".
33. "Лён - растение универсальное" Иллюстрации. "НИЖ".
34. "История цилиндра" - заметка в "НИЖ".
35. Д. Лукас "Секреты паутинной нити" - большая статья с иллюстрациями, "НИЖ".
36. 0. Либкин "Красители вокруг нас" (натуральные). Иллюстрации. "НИЖ".
37. Кольца с камнями, меняющими цвет. Заметка в "НИЖ".
38. В. Жадаев "Русский лён" "НИЖ".
39. "Из истории бисера" - заметка в "НИЖ".
40. "Дореволюционные типы" - открытки. "Сельская молодёжь".
41. О мехах - страница в "Комсомольской правде".
42. "Хлопок и пчёлы" - газетная заметка.
43. Ю. Зыбин "Обувь. Критерии качества". "НИЖ". (1967 г.)
44. Д.Гейд "Природный кармин" Большая статья, иллюстрации. "НИЖ".
45. Старинные ткани - воспроизводство. Заметка в "НИЖ".
46. Музей текстиля в испанском городе Терраса. Заметка в "НИЖ".
47. О татуировке - в газете "2000".
48. "Сапожники древнее динозавров" О. Денисов. Статья в газете.

 

Дизайн: Алексей Ветринский